Previous Entry Share Next Entry
Курганы в Ральсвике. Часть 2.
nap1000



Захоронения типа D

Оставление праха покойного в урне под холмом засвидетельствовано редко. В холме 3/46, в его основании, было поставлено 2 урны. Над ними находилось ещё одно, вторичное, захоронение в урне. В процессе раскопок в свободных местах между холмами или на краях курганных групп то и дело находились урновые погребения в ямах или места ссыпания праха без холма над ними. Углубления в которые были ссыпаны остатки кремации были найдены 3 раза: в раскопе 84, объект 1/8 юго-восточнее холма 1/7 (илл. 6, таб.3) и объект 1/10 в раскопе 76 юго-западнее холма 1/7, а также объект 2/30 в раскопе юго-восточнее холма 2/29. Кремационный прах был найден лишь в небольшом колличестве и определение его не представляется возможным. Возможно, речь идёт и о захоронениях на вершинах. Группа урн была обнаружена только на краю погребений группы 2, изходя из раскопов 54 и 55. Раскоп длинной 50 м, восточнее этого места, не выявил погребений. Первая документация площади, обозначенной 2/90 была недоступна. Согласно каталогу, урны находились на площади размером 7x10 м (илл.16). В хранилище областного археологического музея Мекленбурга-Передней Померании удалось найти большую часть указаных в каталоге D. Warnke урн. Из топографических измерений и аутопсии, проведённой автором в 2005 году, стало ясно, что захоронения находились на выдающемся склоне. Склон находился на высотах между 20 и 25 метрами над уровнем моря, около наклона на 14 метров длинны. Устройство места погребения было приспособленно к склону.

В объекте 2/90 прослеживаются следующие обстоятельства: несколько урн сохранилось более или менее полно, другие хоть и были разбиты, остались на своих местах вместе с содержащимся в них прахом. Урны были зарыты. Из отчёта и графического резюме выходит, что северная часть склона, ещё более крутая, была выровняна на участке 4 м².  На северо-востоке этого окопа была обнаружена урна випперовского или фрезендорфского типа. Урна была разбита, но осколки сохранились и содержали кремационный прах (урна7). В области планировки находилась круглая яма диаметром 1,5 м и глубиной 0,5 м, в которой разводился огонь. Она содержала слой древесного угля, кремационный прах и множество маленьких камней и осколков . В её юго-восточном крае находилась белая бусина и нож. Южнее этого комплекса находилась меньшая углублённая яма, выложенная большими камнями. Глина в округе выгорела частично до красного цвета. Южнее описываемой находки, указанной в  плане обработчиков как «комплекс А»,  находилась круглая яма глибиной около 30 см, содержащая кремационный прах, изначально видимо находившийся в ёмкости из органического материала. D. Warnke определил это место как  «насыпь кремационного праха, урна VIII». Вожможна только условная интерпретация планировочного комплекса А.  В огневой точке F речь идёт о месте кремации, возле которого были помещены урновые захоронения 7 и 8. Южнее комплекса А, в области обозначенной «В», было обнаружено большинство захоронений.

Достоверно доказаны и локализованы захоронения 1-7 (илл. 16).

Илл.16. План находки 2/90 с урновыми захоронениями.

Были идентифицированны следующие урны (илл.18):

Илл. 18. Урны и сосуды из захоронения 2/90.

Урна 1: тип Випперов, взрослая женщина и немного кремационного праха другого взрослого.

Урна 2: тип Фрезендорф, взрослый мужчина.

Урна 3: тип Випперов, разбита, взрослый индивидуум.

Урна 4: тип Менкендорф/Випперов, ребёнок I.

 Урна 5: тип Бобцин, взрослая женщина и взрослый мужчина, двойное захоронение.

Урна 6: тип Фрезендорф, взрослый мужчина и ребёнок II.

Урна 7: тип Випперов, взрослый мужчина.

Урна 8: сосуд из органического материала, взрослый (мужчина?) и ребёнок.

Другие урны указаны в планах 9 и 10, кремационный прах определить не удалось. В хранилище областного археологического музея Мекленбурга-Передней Померании эти урны найти не удалось.

Таким образом выявлено захоронение 4 мужчин, 3 взрослых неопределённого пола, 2 женщин и 3 детей. Не считая бусины и ножа, о состоянии сохранности которых ничего сказать невозможно – в хранилище их найти не удалось – могилы, очевидно, не содержали вложений, которые бы могли оставить следы. О находках из места кремации AF информации не имеется, кроме указания на осколки керамики.

Сведений о холмах на этой территории не имеется. Таким образом, речь идёт о захоронении урн и кремационного праха  рядом с расположенным на склоне местом кремации.

Из указанного вида находок и их доказательств в архивах, можно предположить, что речь идёт о месте захоренений небольшой группы населения, существовавшей в 10/11 вв. в Ральсвике, однако не принадлежавшей к особенно состоятельным группам населения, удостаивавшихся захоронений в холмах. Они придерживались традиции плоских захоронений и хоронили в основном(?) в урнах, таким образом чётко отличаляясь от захоронений в холмах и на вершинах.

Захоронения типа Е

 Из систематического анализа результатов раскопок выходит, что большая часть умерших, прах которых был захоронен в или на холмах, было кремированно в другом месте. Указания на многократно использовавшиеся места для кремационных костров были в группе захоронений 2. Находящиеся под вопросом места кремации находились на краю группы захоронений. Речь идёт об объектах 2/10, 2/16а, 2/53 и 2/72 (илл.7; 19, таб. 7-8, 17, 21). Многоразовое сооружение под кремационный костёр могло быть связано с семейными традициями. В устринах находились остатки праха разных людей и остатки вложений в могилы. Так как на этих местах не было насыпи, условия для сокранения праха и вкладываемых вещей в лесном гумусе были неблагоприятными.  По габаритам и сохранности сравнимо с одной из устрин, открытых в Менцлине (Schoknecht 1977). Большее колличество устрин было раскопано в Alt Kabelich (Schmidt 1991).

Илл.19. Место положение устрины 2/16а на краю могильной группы 2.

Трупоположения (Захоронения типа К; таб. 6; 9)

На поле захоронений в Ральсвике было выявлено 45 достоверных трупоположений или их следов. В сравнении с общим числом холмов, трупоположения играли не самую заметную роль.  Трупоположения находились в группах могил 2-7. В некоторых случаях они были связаны, как двойные захоронения, с кремационными захоронениями, как в случае с могилами 6/13 и 2/9, или с повторными захоронениями (могила 3/2).

Первичные захоронения встречались среди трупоположений более 30 раз. Тела редко лежали на плоском основании холма. Как правило в основании насыни выкапывалось углубление до 1м глубиной. Эти углубления были частично отделаны деревом; во многих случаях, как показали крепления и слой гнили, мертвецов хоронили в гробах или ящиках. Судя по многочисленным гвоздям и заклёпкам, мужчину в могиле 2/73 похоронили в повозковидном ящике(Wagenkasten). Находка в могиле 3/57 указывает на своеобразным «дом мертвого» или по крайней мере на деревянную конструкцию над могилой.  Деревянный помост находился и на или над могилой 6/13. Кроме трупоположения взрослой женщины, под этим холмом были помещены и остатки кремационного захоронения.  Таким образом, речь идёт о двойном захоронении половозрелой и взрослой женщины, возможно, матери и дочери. Реконструкция, без сомнения существовавшей ранее деревянной конструкции, невозможна.

В могиле 3/140 тело половозрелого крепкого мужщины было захоронено особенно глубоко. Холм был повторно вскрыт и захоронение покрыто слоем валунов. Очевидно, речь идёт о захоронении мертвеца, принимаемого за «вампира»(таб.61) (Warnke 1982). Потому встаёт вопрос: почему считавшегося настолько опастным человека не сожгли, а лишь придавили его слоем валунов? Предполагается, что вместе с христианским обычаем захоронения была перенята и вера в оживающих трупов (defunciti vivi). С этим был связан страх возможного возрващения мертвецов. Согласно такому толкованию, могила «вампира» в Ральсвике является свидетельством уже бытовавших христианских представлений. «К настоящему времени не имеется доказательств, подтверждающих языческие корни этого представления» (Zoll-Adamikowa 1995).  В особом ряду стоит захоронение женщины, тело которой лежало в углублении со специально сделанной для головы нишей (могила 3/117) – такой вид захоронения был распространён помимо прочего в средней Германии.

Скетелы были разной степени сохранности, в большинстве случаев всёже дело ограничивалось частями скелетов. О болезнях и особенностях погребённых никаких сдевений получить не удалось. Лишь в могиле 6/17 у половозрелой женщины был выявлен спондилоз в области шейных позвонков.

Среди трупоположений лишь редко были найденные немногочисленные вложенные в могилу вещи, среди которых несколько ножей, топор ( могила 3/111 ), бусины (могилы 2/03; 3/26; 3/33; 4/9 ), бронзовые пластины (могилы 3/68; 4/9 ), один ключ ( 6/17 ), один наконечник копья ( 7/1) и точильные камни.Керамика попадалась редко, в основном, рядом с могильными ямами. Там же были отмечены и следы разжигания огня, что, видимо, было связано с погребальными церемониями. Обычно мертвецы укладывались в трупоположения в вытянутой прямой позе. Исключение составляют 3 сидячих захоронения в могилах 3/103а, 4/8 и 4/9, а также , возможно, в холме 7/1. Сидячие погребения лежали – кроме могилы 7/1 – в плоских могилах, которые были открыты раскопочными срезами. Три сидячих захоронения из могильных групп 3 и 4 были ориентированны с юго-запада на северо-восток, то есть их «взор» был устремлён к морю. Сидячее захоронение 7/1 было ориентировано с востока на запад. Могила 4/9 содержала бусину и бронзовую пластину.

На определённые церемонии указывают следы огня по краям могил. Могилы вырывались достаточной для вытяннутого захоронения длинны. Сидячие захоронения происходили по всей видимости из представлений не распространённых в Ральсвике. Сидячие захоронения неизвестны среди славянских похоронных ритуалов. Они, напротив, то и дело встречаются в Бирке (Arbman 1940). В среднее викингское время их находят и в Дании (Randsborg 1980). Датировка – как и в Ральсвике – не точна. Возможно отнесение к раннему 10 или даже 9 веку. Едва ли можно не заметить историческо-культурное сходство этого выявленного в Ральсвике погребального обычая со Скандинавией. И хотя не имеется вложенных вещей по которым можно делать выводы, следует исходить из того, что в случае сидячих мужских захоронений, речь идёт о видных чужаках, умерших в Ральсвике и удостоенных чести быть похороненными в холмах по своему обычаю.

Ориентировка трупоположений была разной. В основном доминировало направление с запада на восток, так что голова покойника находилась в западной стороне. Тому имеется 8 достоверных и 3 предполагаемых находки.  Отклонение ориентировки в сторону юго-запада к северо-востоку было в 5 достоверных и  8 предполагаемых находках. Таким образом, положение с запада на восток выявлено в 24 находках. Однозначно с севера на юг было ориентировано 2 могилы, в том числе и моила «вампира». Сходную ориентировку имело ещё 4 могилы. Ориентировка покойников с севера на юг, по мимо прочего, являлась «старым финно-угорским обычаем в могилах Эстонии»(Caune 1991). Было достоверно выявлено 4 могилы, ориентированные с севера на юг. С запада на восток однозначно была ориентированно только одна могила.

Большинство трупоположений лежало под холмами, и было, таким образом, составной частью, интегрированной в общее поле холмовых захоронений. Трупоположения, составлявшие 40 из 340 погребений, принадлежали к признаваемым в Ральсвике погребальным обычаям. Ориентировка могил и скелетов культурно соответствует ритуалам Балтийского моря, а не таковым христиан, франков или саксов. Стоит принять, что трупоположения, в том числе и 3 особенных сидячих захоронения, пришли на Рюген, являвшийся до 1168 года центром язычества на Балтийском море, через Скандинавии, независимо от  христианской франкского, или немецкого, государства. Такая вероятность не была принята  в расчёт в расширенной работе о трупоположениях в прибрежных регионах Балтийского моря ( Pollex 2004). Захороненные в трупоположеиях без сомнения во время своей жизни были связаны с жителями Ральсвика. Но всё же речь идёт о другом, не похожем на местный, типе погребений. Стоти отметить и малое колличество вложенных в могилы вещей или их отсутствие. Это может говорить о том, что погребённые были чужаками, умершими в Ральсвике, но не имевшими здесь семьи.

Группа могил 7

Эта группа могил занимает выделяющееся топографическое расположение – прямо на крутом склоне к Ясмундскому заливу (илл. 5; 12). Среди 8 погребений, достоверно в неё входят 5 трупоположений. Могила 7/8  представляет собой необычное кремационное захоронение (Warnke 1981). Могилы 7/2 - 7/5 и 7/6 – 7/8 выделяются тем, что разделяют общую группу захоронений на подгруппы. Немного в стороне лежит могила 7/1, имеющая один из самых больших холмов в Ральсвике.

Могила 7/8 находится на наивысшей точке. Здесь при устройстве кремационного костра, или при возведении над ним насыпи, были применены корабельные планки, однозначно принадлежащие скандинавской традиции кораблестроения (таб. 8-9). Было найдено более 1000 заклёпок и гвоздей. Сравнив погребальные традиции раннего средневековья, можно исходить из того, что захоронение 7/8 было осуществлено в скандинавской традиции. Параллели можно отыскать, например, в средней Швеции. Видимо, речь идёт о захоронении скандинавского управляющего кораблём, захороненного в своём корабле. Среди находок были остатки бронзовой чаши и серебрянного проводка. Возможности определить кремационный прах были невелики. С уверенностью можно сказать, что это был мужчина. Рядом были найденны остатки праха человека хрупкого сложения, приписываемые ребёнку или подростку.

В могиле 7/6 не было сделано никаких находок. Разграбленная могила 7/7, напротив имеет один из самых больших холмов. Она содержала железные гвозди и одно звено железной цепочки. Эта могила указывает «на особое положение захороненного в ней» (Warnke 1981).

Kакая роль была у могилы 7/1 едва ли удастся выяснить, так как документации и описания в каталоге не сохранилось. D. Warnke упоминает в кратце, что она была 11 м в диаметре и 2,5 м высотой (Warnke 1981). Обработчик смог востановить её по записи (таб.75). Ниже основания находилась небольшая яма, вырытая в направлении с  запада на восток. В этой, нижней, могиле лежал покойник, захороненный в сидячем положении. Поверх него лежали остатки ещё одного скелета, захороненного в вытянутом положении в направлении с северо-запада на юго-восток. Скончавшийся в настоящее время археолог Ch. Müller, бывший в своё время сотрудником центрального института старой истории и археологии,  охарактеризовал в 1981 году остатки этих скелетов. В нижней могиле был захоронен индивидуум в возрасте 20-25 лет. По длинным костям его рост определили в 170-176 см. Признаки мускул были выражены слабо. Остатки скелета, которые Müller анализировал из многих пакетов, указывают на хрупкое телосложение. В одном из пакетов находились «лишние позвонки» области шеи и пояса, как он отмечает в своих заметках. Очевидно, остатки скелетов – по каким бы то ни было причинам – были перемешаны. В верхней могиле находился индивидуум примерно того же возраста. По причине хрупкого телосложения Müller исходил из того, что это были остатки женских скелетов. Определённости в поле обоих скелетов не было. По стройному телосложению обоих молодых индивидуумов можно заключить, что они не занимались тяжёлым физическим трудом. Ввиду положения могил и находки там наконечника копья, автор склонен считать, что это были захоронения двух молодых мужчин, не занимавшихся земледельческой или другой тяжёлой работой.

Если попытаться дать интерпретацию, то можно предложить, что в расположенной выше группе, могилах 7/6, 7/7 и 7/8 были захоронены члены корабельного экипажа, бывшие судя по сидячему трупоположению скандинавского происхождения. В расположенной несколько ниже группе захоронений, могилы 7/3 и 7/5 были разграблены. В могиле 7/2 лежали остатки железной пластины и гвозди. Эта часть могильной группы также могла относиться к умершим в Ральсвике чужакам скандинавского происхождения, возможно тоже членам экипажа. Зондирование, произведённое между обоими группами холмов не выявили указаний на связь между ними или культовые действия.




  • 1
Серьезный перевод....
фраза "вместе с христианским обычаем захоронения была перенята и вера в оживающих трупов " навела на мысль, что правы были те, кто сжигал тела усопших... Пепел не встанет

Приветствую!

Вот почитывал тут одну статью про результаты раскопок курганов в одной из деревушек под Смоленском: http://www.archeologia.ru/Library/Book/bfc8a840c258/page3 И тут понял - ба, да это же один из типов курганов на Рюгене! Причём относящийся, исследователями, к славянским типам. Посмотрите, что скажете?

В смоленском раскопе - авторы, правда, всё пытаются для найденных предметов соответствия с скандинавском мире. И из этого "ненавязчиво" намекать на связь со Скандинавией. Хотя, насколько я понимаю, подобные предметы наверняка находили не только в Скандинавии, но и например, в англо-саксонской, ещё до норманнской Англии. Кстати - как насчёт балтийской Германии - наверняка и там что-то похожее находили. Может быть, Вам, кстати попадалось. Полагаю - было бы правильно сделать материал по сравнению этих курганов и найденного в них. по Рюгену и Северной Германии и по этим Смоленским курганам.

Спасибо за ссылку! Да, действительно, смоленский курган соответствуе ральвикским! Сопоставить можно, только доказать этим, боюсь, ничего нового не выдет. Ведь, вроде никто и не отрицает присутствие балтийских славян в северно-западной Руси в это время? Если вопрос этот до сих пор дискуссионный ( я к сожалению не в курсе "последней" моды в норманисткой науке), то действительно нужно выставить сравнение для дискуссии в сообществе.
В археологии я мало компетентен, но общая картина, как я понимаю, была в то время примерно одинакова по всей Балтике - схожие вещи что в Швеции, что в Дании, что у балтийских славян, что в северо-западной Руси. Автор почему-то сравнивает лишь находки в погребениях, но, конечно, и похожие гирьки, и наконечники стрел, и замки и щипцы - всё это встречается и в поселениях балтийских славян. То есть, можно доказать, что смоленский ювелир мог быть родом с Рюгена, но так как находка единичная, а не целое поселение, то далеко идущие выводы сторить сложно. Есть правда тут и загвоздка - мало ни все приморские города балтийских славян были основаны или частично населены скандинавами, по мнению официальной науки.
Интересно, что ближайшие аналоги щипцов автор находит у франков, в Ладоге и Старигарде.Хотя, норманисты, конечно, заявят что это от того, что и в Старигарде и в Ладоге жили скандинавы:)И курганы под Смоленском Ральсвиком для них окажутся похожи по этой же причине.
А вот интересно, комплексы захоронений в "скандинавских" поселениях северо-западной Руси, не похожи ли на этот курган? Может, не только один этот соответствует, но и другие?


Edited at 2012-06-05 11:25 am (UTC)

Да скорее всего - и в Ладоге та же песня.

Что касается ральсвикского кургана - то этот то похож именно на те курганы, которые определяются как "славянские". Скандинавские - ведь другого типа.

Однако - что касается смоленского кургана, ведь он то приводится, подспудно, именно как пример скандинавского кургана - все эти аналогии с вещами, совпадения с которыми упоминают только почему-то в Скандинавии. Так что - если есть примеры подобных вещей из балто-славянского мира, то хорошо бы всё это сравнить - во-первых сами курганы по характерным признакам. И включая то, что на Рюгене такие относят к славянским. И конкретные вещи.

Заявить-то они могут что угодно, но наша задача как раз в этом и заключается, чтобы определить насколько их заявления адекватны, и насколько они соотвествуют действительности, и не следует ли, на самом деле - заявить что-то другое! ;)

В том то и дело - что вещи там были очень часто одинаковые, и если они присутствуют по всему балт. морю - то этноопределающими свойствами, следовательно не обладают. А курган при этом - славянский, как заявляют археологи на Рюгене.

На северо-западе Руси балтийские славяне вроде как и не отрицаются - хотят тут по-разному, иногда отрицаются, иногда нет. Некоторые самих их вообще не замечают, некоторые говорят что они были, но русь - "не они", правда как они это определяют - не уточняют. В основном болтая про скандинавские вещи, но как они установили, что эти "скандинавские вещи" принадлежали именно руси? Там что ни норманист - то своя неизлечимая рана головного мозга! ;)

Но что касается Смоленска и Гнездова - в окрестностях Смоленска - то эти места обычно пытаются выставлять именно как следы скандинавов - и если выясняется, что это скорее следы всё тех же балтийских славян - то это куда интересней! так что это сообщение обязательно надо сделать!

Edited at 2012-06-05 11:43 am (UTC)

И если этот курган нескандинавский, а славянский, то как они могут сказать, что он похож потому, что там там скандинавы? Так они могут сказать только если для них все курганы априори скандинавские, а сама постановка вопроса - "а не славянский ли он?" - уже недоупстима. Но это ненаучная позиция - в таком случае будет ещё одно доказательства того, что все их речи это ненаучная чепуха!

Кстати и в Скандинавии в средневековье жило также полно славян, как и среди славян, в их городах - попадались скандинавы! Это вообще был довольно перемешанный мир. Единый, циркум0-балтийский.

Посмотрел, среди того что было у меня дома и в местной библиотеке пока ничего полностью соответствующего не нашёл. С другой стороны, сами по себе находки довольно обычные, и не могут служить этноопределяющим признаком - повсюду были наконечники стрел разной формы, гирьки для весов, щипцы и так далее. Обломкам же вообще сложно подобрать параллели.


Uploaded with ImageShack.us
Смоленский курган

А вот например находки из Мекленбурга. Точильные камни.


Uploaded with ImageShack.us




Uploaded with ImageShack.us

Но они, думаю, везде были одинаковыми, это не признак.

Весы и гирьки:


Uploaded with ImageShack.us
Пряслица:


Uploaded with ImageShack.us

Щипцов не нашёл, есть схожие ножницы из Менцлина и схожая деталь застёжки ремня из Гросс Радена.


Uploaded with ImageShack.us

Да вот только думаю, всё это доказательством быть не может. Похожих замков пока не нашёл, зато в больших колличествах встречаются ключи...

Да я думаю - этого достаточно, я имею в виду для поста. Надо делать!

Возмётесь? Могу и я завтра, но у меня с русской археологической терминологией проблемы:(

Я не знаю когда смогу. Но пост надо написать. Информация важная - особенно о явном соответствие смоленского кургана рюгенским, ральсвикским, славянским - один в один практически.

Полагаю, это ключевая информация, которой надо поделиться обязательно. Молчать об этом - практически преступно!

Edited at 2012-06-09 04:11 pm (UTC)

Тогда, попробую завтра-послезавтра...

ок

Только прошу Вас - обязательно зашлите в сообщества - в Древнюю Русь или Россика Антика, а лучше и туда и туда.

Edited at 2012-06-09 04:13 pm (UTC)

Спсб. :) Это действительно важная информация!

  • 1
?

Log in