Previous Entry Share Next Entry
Камерные захоронения у балтийских славян.
nap1000


«Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении»
                                                                                                                                                                            Ибн Русте о русах.




Ещё одна статья навеяная публикациями ortnit.

К и без того сложным и крайне разнообразным погребальным обрядам балтийских славян можно добавить и ещё один - камерные захоронения. Достоверно их известно как минимум 3 ( хотя немецкие исследователи приводят и ещё одно, несколько спорное ), удостаивались такого обряда погребения, по всей видимости, только знатные люди. Кроме того, такой ритуал полностью совпадает с описанием ибн Русте.

Наиболее впечатляющим является камерное захоронение с острова Узедом, реконструкцию которого можно увидеть на верхней иллюстрации. Покойник был похоронен в просторной деревянной камере, вложенные в могилу вещи говорят о высоком статусе покойника.

.
общий вид погребения.


Вложенные в могилу вещи: гвозди (видимо бывшие частью камеры), меч (рукоятка была покрыта кожей), чаша из цветного метала, ведро, посеребрянные железные шпоры, нож, точильные камни,  осколки керамики, 2 половинки монеты, железный наконечник от посоха, пинцет из цветного металла ( остатки кожи возможно говорят о том, что точилные камни и пинцет изначально находились в кожанном чехле). От самого скелета сохранился только один зуб.

Ещё раз общая реконструкция:


Схожее захоронение из местечка Цедыня на Одре (принадлежит Польше). Камера была сделана по технике сруба, покойник находился в ней в неком подобии гроба. Оснащение могилы заметно скромнее - один только меч. Но ведь и сам по себе меч был в то время признаком высокого статуса!



Третий пример камерных захоронений был найден в местечке Узадель, на берегу озера Липс, в землях редариев и доленцев.


В могилу был вложен хорошо сохранившийся меч, складной нож, кожанный чехол и огниво.

Схожим с камерными было и другое, уже упоминавшееся, захоронение с того же истрова Узадель, где вместе были захоронены два покойника - один с трепанацией, другой с мечом.


Кроме меча, в могиле были так же шпоры, остатки плётки, рукоятка ножа, керамический сосуд, и гвозди от щита.
Каменный фундамент, которым было обнесено это необычное захоронение позволяет предположить, что над захоронениями также возвышалась деревянная конструкция, возможно, нечто вроде склепа. Последнее захоронение интересно ещё и тем, что если принять версию о том, что Ретра находилась на озере Липс, то это захоронение может быть - ни много ни мало - захоронением жреца и князя Ретры. Хотя, разумеется, доказательств у такой гипотезы нет.

В любом случае, камерные захоронения интересны уже тем, что подтверждают существование у балтийских славян обычая, описанного ибн Русте. На Рюгене достоверных свидетельств о камерных захоронениях пока нет ( кроме одного сообщения о такой находке в середине 19 века на поле захоронений в Ральсвике могилы в деревянной камере, с трупоположением, точильным камнем и конём. Однако какие либо подробности о далнейшей судьбе находки и документации неизвестны). Но надо помнить, что на Рюгене известно всего одно крупное поле захоронений, остальные или не уцелели или ещё не найдены. В любом случае, при сходности культуры руян и других балтийских славян в общем и похоронного обряда в частности, можно предположить что и на Рюгене подобные обычаи должны были быть.

Интересно, что несмотря на схожесть славянских камерных захоронений со скандинавскими, немецкие археологи пришли к выводу о самобытности этого ритуала у славян. Дело в том, что у балтийских славян камерные захоронения известны только с 11-12вв, а у скандинавов они перестают практиковаться уже с 10 века. То есть археологических оснований предполагать заимствование нет. Да и в землях редариев в южном Мекленбурге крайне сложно предположить скандинавское влияние. Зато, немецкие историки по традиции увязывают трупоположения, включая и камерные захоронения, с немецким христианским влиянием. Мысль, конечно, потрясающая! Даже закрыв глаза на то, что брать с собой в другой мир меч, коня и еду - мало увязывается с христианским миропониманием, так ведь ещё опять славяне каким то образом умудрились перенять у немцем вообще неизвестный им обычай.


  • 1
Все хорошо, но только у ибн Русте с покойником хоронят и его жену (живую!), а в описанных Вами захоронениях такого нет, ни в одном, ну если только скелет со следами трепанации не женский.

Ибн Русте писал о острове Русов в начале 10 в. (где бы ни был этот остров, на Рюгене, в восточной Европе или ещё где, он точно не был в континентальной Германии), а захоронения 11-12вв. Так что это - в любом случае не те захоронения, о которых слышал ибн Русте. Однако, это подтверждает, что такая традиция действительно существовала у славян. И хоронили так именно знать. А то что не было жены внутри - тому может быть множество причин, может ещё и найдут когда нибудь парное погребение. Эти то тоже нашли сравнительно недавно...

Замечательно! Благодарю!

Очень интересно. Все больше и больше свидетельств!Спасибо!

Благодарю, интересно.
Всё же оказывается и у западных славян был обычий захоронений. А то я по примеру ободритов думал, что западные славяне до христианства только сжигали

Да, даже можно сказать, что известно больше трупоположений, чем кремаций. Только тут тоже не всё ясно. Трупоположения датируют 10-12 вв., то есть получается что сначала кремировали, а потом перешли на труположения. Видимо, или не правильная датировка, или в результате натиска христиан, насильственному насаждению христианства и немецкой власти были возрождены ещё более древние обычаи ( трупоположения ведь старее кремации, в мегалитах например как раз трупоположения), может быть чтобы более походить на более славных в победах предков или что-то вроде этого...

Трупоположение у славян всегда соседствовало с кремацией.

А у восточных славян известны трупоположения 7-10 вв, до крещения?

Забавно. А что на мече,в третьем захоронении написано?

Скорее всего клеймо какое-то, мастера - видимо франкский меч. Они постоянно снабжали свои изделия подписями.

nap1000, дорогой, но ведь этот пост также просто просится во все наши сообщества! Не скрывайте такую важную и интересную информацию от людей. Скрывать это - на грани преступления! ;)

Для сообщества статью нужно писать иначе - с ссылками и т.д.
А так, ведь это в историческом плане всеравно не может служить доказательством. Ибн Русте писал в начале 10в. В это время камерные захоронения не известны у славян, но известны у скандинавов. Так же это можно легко объявить и заимствованием у скандинавов - у них ведь известно раньше. Доказательств, что у славян были такие захоронения во времена ибн Русте у меня всёже нет - всё чисто гипотетически и крайне уязвимо на фоне реальных более древних камерных захоронений скандинавов. Думаю, стоит сначала поискать поглубже в этом направлении. Хотя можно опубликовать и просто как информацию, без связи с ибн Русте.

Спасибо огромное, очень интересно

Добрый день.
Заинтересовали иллюстрации к данной статье. Не могли бы Вы указать, откуда они взяты (выходные данные статьи).
Заранее спасибо!

Да, пожалуйста.

F. Biermann : Bootsgrab - Brandgrab - Kammergrab. Die Slawischen Gräberfelder von Usedom im Kontext der früh- und hochmittelalterlichen Bestattungssitten in Mecklenburg und Pommern, 2009

V. Schmidt : Lieps. Die slawischen Gräberfelder und Kultbauten am Südende des Tollensees, 1992

  • 1
?

Log in

No account? Create an account