Previous Entry Share Next Entry
Камерные захоронения у балтийских славян.
nap1000


«Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении»
                                                                                                                                                                            Ибн Русте о русах.




Ещё одна статья навеяная публикациями ortnit.

К и без того сложным и крайне разнообразным погребальным обрядам балтийских славян можно добавить и ещё один - камерные захоронения. Достоверно их известно как минимум 3 ( хотя немецкие исследователи приводят и ещё одно, несколько спорное ), удостаивались такого обряда погребения, по всей видимости, только знатные люди. Кроме того, такой ритуал полностью совпадает с описанием ибн Русте.

Наиболее впечатляющим является камерное захоронение с острова Узедом, реконструкцию которого можно увидеть на верхней иллюстрации. Покойник был похоронен в просторной деревянной камере, вложенные в могилу вещи говорят о высоком статусе покойника.

.
общий вид погребения.


Вложенные в могилу вещи: гвозди (видимо бывшие частью камеры), меч (рукоятка была покрыта кожей), чаша из цветного метала, ведро, посеребрянные железные шпоры, нож, точильные камни,  осколки керамики, 2 половинки монеты, железный наконечник от посоха, пинцет из цветного металла ( остатки кожи возможно говорят о том, что точилные камни и пинцет изначально находились в кожанном чехле). От самого скелета сохранился только один зуб.

Ещё раз общая реконструкция:


Схожее захоронение из местечка Цедыня на Одре (принадлежит Польше). Камера была сделана по технике сруба, покойник находился в ней в неком подобии гроба. Оснащение могилы заметно скромнее - один только меч. Но ведь и сам по себе меч был в то время признаком высокого статуса!



Третий пример камерных захоронений был найден в местечке Узадель, на берегу озера Липс, в землях редариев и доленцев.


В могилу был вложен хорошо сохранившийся меч, складной нож, кожанный чехол и огниво.

Схожим с камерными было и другое, уже упоминавшееся, захоронение с того же истрова Узадель, где вместе были захоронены два покойника - один с трепанацией, другой с мечом.


Кроме меча, в могиле были так же шпоры, остатки плётки, рукоятка ножа, керамический сосуд, и гвозди от щита.
Каменный фундамент, которым было обнесено это необычное захоронение позволяет предположить, что над захоронениями также возвышалась деревянная конструкция, возможно, нечто вроде склепа. Последнее захоронение интересно ещё и тем, что если принять версию о том, что Ретра находилась на озере Липс, то это захоронение может быть - ни много ни мало - захоронением жреца и князя Ретры. Хотя, разумеется, доказательств у такой гипотезы нет.

В любом случае, камерные захоронения интересны уже тем, что подтверждают существование у балтийских славян обычая, описанного ибн Русте. На Рюгене достоверных свидетельств о камерных захоронениях пока нет ( кроме одного сообщения о такой находке в середине 19 века на поле захоронений в Ральсвике могилы в деревянной камере, с трупоположением, точильным камнем и конём. Однако какие либо подробности о далнейшей судьбе находки и документации неизвестны). Но надо помнить, что на Рюгене известно всего одно крупное поле захоронений, остальные или не уцелели или ещё не найдены. В любом случае, при сходности культуры руян и других балтийских славян в общем и похоронного обряда в частности, можно предположить что и на Рюгене подобные обычаи должны были быть.

Интересно, что несмотря на схожесть славянских камерных захоронений со скандинавскими, немецкие археологи пришли к выводу о самобытности этого ритуала у славян. Дело в том, что у балтийских славян камерные захоронения известны только с 11-12вв, а у скандинавов они перестают практиковаться уже с 10 века. То есть археологических оснований предполагать заимствование нет. Да и в землях редариев в южном Мекленбурге крайне сложно предположить скандинавское влияние. Зато, немецкие историки по традиции увязывают трупоположения, включая и камерные захоронения, с немецким христианским влиянием. Мысль, конечно, потрясающая! Даже закрыв глаза на то, что брать с собой в другой мир меч, коня и еду - мало увязывается с христианским миропониманием, так ведь ещё опять славяне каким то образом умудрились перенять у немцем вообще неизвестный им обычай.


  • 1
Все хорошо, но только у ибн Русте с покойником хоронят и его жену (живую!), а в описанных Вами захоронениях такого нет, ни в одном, ну если только скелет со следами трепанации не женский.

Ибн Русте писал о острове Русов в начале 10 в. (где бы ни был этот остров, на Рюгене, в восточной Европе или ещё где, он точно не был в континентальной Германии), а захоронения 11-12вв. Так что это - в любом случае не те захоронения, о которых слышал ибн Русте. Однако, это подтверждает, что такая традиция действительно существовала у славян. И хоронили так именно знать. А то что не было жены внутри - тому может быть множество причин, может ещё и найдут когда нибудь парное погребение. Эти то тоже нашли сравнительно недавно...

Сомневаюсь, что наложница - обязательный элемент ритуала. Дело то добровольное.

Да мне тоже кажется - что захоронение живой любимой жены вряд ли было обязательным пунктом программы. Скорее это должно было быть и правда добровольным актом - в конце концов, чтобы быть закопанной с мертвецом - женщине на это надо иметь неслабое мужество. К тому же - сами жёны могли погибнуть, или их могло не быть рядом в момент смерти мужа и т.д. Да и к тому же - ведь не все из них могли иметь любимых жён, которых хотели забрать с собой. Или наоборот - не все они могли быть настолько суровыми чтобы реально хоронить с собой своих любимых жён. Короче тут много всего. Но в главном - налицо совпадение.

Вместо законной жены могли отправить на тот свет рабыню, как это описывает ибн Фадлан у русов на Волге. Немецкие археологи склоняются к мысли о том что низшие слои населения хоронились не в курганах, а после кремации их прах развеивался на природе ( в пользу этого говорит редкость некрополей у балтийских славян, малое число погребений в них и указы чешских князей, заприщавшие своим починённым развеивать прах по ветру). Не исключено, что законную жену из знатного рода ложили в могилу к мужу, а рабыню, особенно чужеземного происхождения, могли и сжечь и развеить прах по ветру.

Замечательно! Благодарю!

Очень интересно. Все больше и больше свидетельств!Спасибо!

Благодарю, интересно.
Всё же оказывается и у западных славян был обычий захоронений. А то я по примеру ободритов думал, что западные славяне до христианства только сжигали

Да, даже можно сказать, что известно больше трупоположений, чем кремаций. Только тут тоже не всё ясно. Трупоположения датируют 10-12 вв., то есть получается что сначала кремировали, а потом перешли на труположения. Видимо, или не правильная датировка, или в результате натиска христиан, насильственному насаждению христианства и немецкой власти были возрождены ещё более древние обычаи ( трупоположения ведь старее кремации, в мегалитах например как раз трупоположения), может быть чтобы более походить на более славных в победах предков или что-то вроде этого...

Трупоположение у славян всегда соседствовало с кремацией.

А у восточных славян известны трупоположения 7-10 вв, до крещения?

http://www.fidel-kastro.ru/history/rossia/rybakov/History_of_ancient_Russia/part_01_02.htm#003
На територии восточных славян трупоположения встречаются начиная со скифских времен, притомэто знать. Но у были остатки людей не перешедшие на кремирование вообще.

Всё же в общем картина была примерно такая же - ингумация в основном до н.э., у славян-язычников в 6-9 вв. господствует кремация, а с 10 века опять переход на ингумацию. Всё это довольно странно, так как одинаковый переход от кремации к ингумации происходит в 10 веке на территориях от Эльбы до Днепра у народов не поддерживающих контакты друг с другом и видимо христианство тут не причём...

Не совсем. С VI - IV вв до н.э. наблюдается переход от сожжения к ингумации, при этом имитируется сожжение, все это, предположительно относится к знати, основная же масса продолжает кремировать покойных. Позже трупоположений почти не наблюдается, что связывают с вытеснением знати на Дунай, но обычай снова распространяется после того, как люди обжились с новыми соседями сарматами, что объясняют появлением новой знати. Единственное, чего я не могу утверждать относится ли это к протославянам в скифское время, а вот при сарматах - почти наверняка.
Из Язычества Древней Руси:
"В черняховское время обряд погребения в славянских землях продолжает оставаться двойственным: сосуществуют одновременно (часто на одних и тех же кладбищах) как трупосожжения, так и ингумация.
ожжение преобладает в тех северных лесных районах, которые остались на стадии зарубинецкого быта. В лесостепной, собственно черняховской зоне, по подсчетам В. Д. Барана, изучившего статистически 2104 погребения, отношение захоронений кремированных покойников к несожженным 2:3. Процент трупоположений сильно возрос, что, за неимением лучшего объяснения, связывают с сарматским влиянием. В небольших долях на южной и юго-западной окраине основной черняховской области присутствуют признаки старой или чужеземной обрядности: скорченные трупоположения (4% от общего числа, архаизм), катакомбы (2%; сарматы), ямы с заплечиками (5%; левобережный признак), повторный обжиг посуды при трупосожжениях (3%; пшеворский, западнославянский признак).
Географическое различие относительное - трупоположения преобладают в южной полосе, но и там они сосуществуют с сожжениями. Этнические различия можно предполагать, но следует помнить, что у праславян еще в период первичного формирования славянского единства, в бронзовом веке сосуществовали оба обряда, примерно в равном соотношении. На той же территории в скифское время продолжали существовать как кремация, так и ингумация (часто с пережитками сожжения), причем ингумация, как и в черняховское время, четко тяготела к южным, более развитым районам праславянского мира. После зарубинецкого интервала, связанного с сильным понижением уровня культуры, на той же территории повторилась знакомая нам ситуация: жители более примитивного севера предпочитали трупосожжение, а на юге предпочтение отдавали захоронению без сожжения."
Позже сожжения начинают пребладать, но в IX - XI вв почти полностью вытесняется ингумацией.


Забавно. А что на мече,в третьем захоронении написано?

Скорее всего клеймо какое-то, мастера - видимо франкский меч. Они постоянно снабжали свои изделия подписями.

да, клеймо и есть. На мече из первого захоронения, если приблизить картинку, то тоже можно увидеть подобное клеймо, но там надпись не сохранилась. А вообще были не только надписи, но и рисунки типа рун на мечах - обычное явление в те времена.

Благодарствую)
"А вообще были не только надписи, но и рисунки типа рун на мечах " а где-то системное описание сего есть?

может и есть, я не натыкался пока, да и не искал в этом направлении вообщем-то. Находки в археологических изданиях встречались, вроде этого меча с Узедома 7 века


Uploaded with ImageShack.us

Благодарю. Таки симпатичный меч.

Благодарствую.

nap1000, дорогой, но ведь этот пост также просто просится во все наши сообщества! Не скрывайте такую важную и интересную информацию от людей. Скрывать это - на грани преступления! ;)

Для сообщества статью нужно писать иначе - с ссылками и т.д.
А так, ведь это в историческом плане всеравно не может служить доказательством. Ибн Русте писал в начале 10в. В это время камерные захоронения не известны у славян, но известны у скандинавов. Так же это можно легко объявить и заимствованием у скандинавов - у них ведь известно раньше. Доказательств, что у славян были такие захоронения во времена ибн Русте у меня всёже нет - всё чисто гипотетически и крайне уязвимо на фоне реальных более древних камерных захоронений скандинавов. Думаю, стоит сначала поискать поглубже в этом направлении. Хотя можно опубликовать и просто как информацию, без связи с ибн Русте.

Насчёт того - что поискать поглубже можно - тут я совершенно согласен.
Но в любом случае - это интересная информация, которую необходимо широко распространять.

А кстати - про камерные захоронения скандинавов было бы интересно подробно почитать, у Вас есть об этом информация? Насколько их можно сопоставить с сообщениями Ибн Русте? Может там что-то очень по-другому?

Edited at 2012-06-12 02:33 pm (UTC)

Честно говоря особо никогда не интересовался скандинавскими погребениями, но много где встречал упоминания о них, можно пройти по ссылкам.. В немецком исследовании, откуда взяты иллюстрации написано, что скандивские были меньших размеров, а так в целом такими же, но я опять же не проверял.
Посмотрю, может удастся найти поподробнее о надоке каммерного захоронения в Ральсвике(всёже Рюген уже намного ближе к описанию острова Русов), хотя бы оригинальное сообщение, если нет, можно наверное просто подкорректировать, добавить ссылки и опубликовать, просто как новую информацию.

Исчерпывающий анализ древнерусских камерных погребений и их как североевропейских, так и автохтонных параллелей есть у Михайлова.

спасибо, посмотрю.

При этом получается что ибн-Фадлан ,наоборот, описывает у русов кремацию в 10 веке?

Спасибо огромное, очень интересно

Добрый день.
Заинтересовали иллюстрации к данной статье. Не могли бы Вы указать, откуда они взяты (выходные данные статьи).
Заранее спасибо!

Да, пожалуйста.

F. Biermann : Bootsgrab - Brandgrab - Kammergrab. Die Slawischen Gräberfelder von Usedom im Kontext der früh- und hochmittelalterlichen Bestattungssitten in Mecklenburg und Pommern, 2009

V. Schmidt : Lieps. Die slawischen Gräberfelder und Kultbauten am Südende des Tollensees, 1992

Спасибо! А в обмен на какую литературу Вы готовы предоставить мне сканы этих статей? (или статьи, т.к. по сути меня интересует только те работы, где имеются данные о шпорах, стременах и прочем вооружении всадника и верхового коня).

Могу отсканировать и прислать на днях. Только не совсем понял что именно вас интересует, текст ( это довольно толстые книги формата А4 ) и изображения конкретно двух погребений со шпорами, приведённые в моём посте или у балтийских славян вообще? Книги - это исследования двух некрополей, там весь упор делается на виды погребений,а не конкретные находки. Вложенные вещи обычно просто перечисляются, без подробного описания и даются схемы погребений где, что и как лежало. Отсканировать всю статью о каммерных погребениях и схемы могил?

Отлично! Был бы Вам очень признателен за эти книги. В обмен готов предложить книги про литовские могильники 5-15 вв. Некоторые из них я выкладывал тут, но для удобства могу залить на файлообменник. Из последнего интересными являются книга про могильник Марвяле (на немецком) и Паальксняй. Могу их отсканить.
http://gedygold.io.ua/album

Да литовские погребения действительно очень и очень интересны!
Только не совсем понял, вас интересуют книги целиком или выбрать оттуда статьи, где упоминаются шпоры и другое оснащение всадника(так как этого в описаниях могильников очень мало может всего страниц 5 из 500)?

А можите ради примера привести пару страничек из книги? Хотелось бы прикинуть, что там за материалы.

могу, правда, не раньше чем завтра, отсканировать и прислать для начала то где речь идёт о погребениях всадников, оглавление и примеры других страниц, а там сами решите и скажите нужно вам остальное или нет.

Спасибо! Мне не к спеху.

  • 1
?

Log in