Previous Entry Share Next Entry
Древнегерманская гора или верховный Бог славян: к вопросу о древнейшем населении восточной Германии.
nap1000


Мне что-то всё никак не даёт покоя вопрос о этнической принадлежности населения восточной Германии в начале н.э. До чего же однако всё запутано! Дело в том что топонимика восточной Германии, и в особенности названия рек, указывают на некое дославянское и догерманское индоевропейское население этих мест. Но вот что это был за народ и язык так толком никто и не знает.
Пока даже не на уровне предположения - просто несколько наблюдений. Перечитывал недавно книгу И. Иванова и заметил то чего раньше не замечал. Но обо всём по порядку.
В одной из книг Й. Херрмана есть любопытная карта германских поселений и захоронений накануне славянского пришествия в 6 веке. Поселения отмечены черными кружками, вертикальные чёрточки показывают урновые захоронения, горизонтальные - трупоположения, остальные знаки связаны с анализом пыльцы и непрерывностью земледеятельности. Как можно увидеть, поселений на самом деле совсем немного, особенно на севере. Моё внимание особо привлекло одно поселение в южном Мекленбурге.

Интересно, что единственное "дославянское" поселение Мекленбурга находилось всего в паре км от одного из центров племени варнавов - поселениях в Пархиме и на озере Лёддиг. Название же самого Пархима мекленбургские предания 15-16 вв. связывают с неким древним идолом Бога Паркуна на этом месте. Более поздние источники говорят об идентичности пархимского Паркуна и прусского Перкуна. Но вот откуда было взяться такой форме ( с суффиксом "К"), когда у балтийских славян в разных местах фиксируется нормальная славянская форма имени - "Перун"? Не связано ли это как раз с тем другим, "дославянским" народом, жившим как раз возле Пархима?
Странно, что на это редко обращалось внимание, но топонимы происходящие от слова "перкун" встречаются в восточной Германии и в других местах. У уже упомянутого Херрмана опубликована и другая замечательная карта, представляющая собой немецкие названия местностей и племён восточной Германии, во время проживания тут славян.

Стоти обратить внимание на 2 интересных названия : Erzynia - как раз там где находилось дославянское поселение в Мекленбурге и древнее название Рудных гор - Ferguna, встречающееся во франкских хрониках. Последнее немецкие исследователи склонны трактовать как доказательство германоязычности дославянского населения этих мест. Дело в том, что в готском языке известно слово fairguni - означающее гора. На первый взгляд звучит очень логично и уместно в рамках "германской" версии. Но на самом деле всё несколько сложнее.
Для начала нужно отметить что германское слово "феруна" считается происходящим от того же индоевропейского корня, что и "перкун" - дуб у балтов и связанным со славянским словом "перун" - гром. Видимо, всё это отголости древней индоевропейской мифологии.
Однако, насколько слово "фергуна" действительно является германским? Оно зафиксировано только у готов, в других же германских языках "гора"-это "берг" - заметьте, слово явно происходящее от того же корня "перк", но без харакерного для славян суффикса "ун". У готов же засиксированы и звучащие совершенно по славянски имена "Валамир", "Видимир", "Теодомир", что позволяет делать предположения о некотором славянском влиянии на них. Слово же "фергуна" упоминается у франков в 805 году, во времена когда территории эти были уже 200-300 лет населены славянами. Могла ли сохраниться память о своём германском названии этих гор на протяжении столь долгого времени? После завоевания немцами этих земель эти горы упоминаются у Титмара Мерзебургского под 1004 годом как "Miriquidui" - что по латински значит "чёрный лес". И тут возникает вопрос, почему германцы так хорошо помнили своё германское название Рудных гор на протяжении 2 столетий, когда на этих территориях их не было, и сразу нарушают эту чуть не тысячелетнюю традицию, когда занимают эти земли? Стоит отметить, что названия местности "чёрный лес" - "Schwarzwald" очень распространено в немецких землях, это характерное для немцев наименование местности. Очень похоже на то, что заняв эти территории немцы попросту переименовали горы в своё более понятное немецкое название, так как видимо слово "фергуна" им было не понятно. Не является ли это слово отголоском языка как раз того древнейшего индоевропейского населени?
Иордан Иванов в "культе Перна у южных славян" сообщает крайне интересную информацию по этому поводу. Согласно ему, Рудные горы были известны Аристотелю как "Arcunia orh", Апполонию Родосскому как "Scopeloz Epcunioz" а Цезарю как "Sylva Hercunia". Далее Иванов сообщает: "Таким образом выходит, что кельты называли её Аркунией, Еркунией, что соответствует слову Паркуния или Перкуния, так как одна из особенностей кельтского языка это выбрасывание заглавного индоевропейского "П". Вот тут  уже обращалось внимание на связь Перкунии и Арконы на Рюгене. Возможно, с этим дервнейшим названием Рудных гор связано и название города Пирна ( первое упоминание 1233 - как Перна ), расположенного как раз у подножия этих самых гор.
Однако, вот что интересно, выходит древнейшее название известно в кельтском варианте, с выброшенной заглавной "П". К югу от этих мест действительно жили кельты, от которых греки и римляне могли услышать это название. Но германцем это слово должно было быть известно не из кельтского языка, иначе они бы так и заимствовали его без "П". Стоит отметить также, что в германских языках известно чередование "П" и "Ф". Хорошим примером может послужить английское "порк" (свинья) и немецкое "ферк -ель" (поросёнок, "ель" - уменьшительный суффикс). Примечательно что здесь мы имеем дело с тем же самым индоевропейским корнем "перк", который у континентальных германцев-немцев перешёл в "ферк". Мне кажется более вероятным, что исконное название Рудных гор звучало на языке того древнего индоевропейского населения именно как "Перкуна", что дало у соседних народов - кельтов "Аркуния", германцев "Фергуна", славян более занкомое им "Перуна" ( превратившееся в немецкой огласовке в 13 веке в "Перна"). Стоит отметить и большое скопление здесь "дославянских" поселений на первой карте Херрмана.
Ту же картину мы наблюдаем и возле Пархима. Здесь находилось одно на всю округу "дославянское" поселение. В немецкой средневековой огласовке тут фиксируется местность Erzynia, что весьма близко к римскому названию Рудных гор "Еркуниа". Тут же находилось славянское поселение Парх(к)им, которое средневековые легенды связывают с языческим Божеством, что так же прекрасно ложиться на данные лингвистике о корне "перк". Археология засвидетельствовала здесь существование языческого храма в славянские времена. Интересно, что всего в нескольких километрах от Пархима находится деревня с очень похожим названием Парум и одноимённое озеро. Переход слова "Перун" в "Паром" известен у западных славян - словаков, ввиду чего и связь "Парума" с "Перуном" кажется вполне обоснована. Похоже, что как и в Рудных горах мы видим тут три произношения одногои тогоже слова - "Ерциниа"-"Аркониа", "Пархим"-"Перкун" и "Перун"-"Паром". Правда немцы со своим начальным "Ф" сюда похоже не дошли.



Примерно та же картина наблюдается и на Рюгене, где известа гора Аркона, с хорошо известным языческим культом на ней. Прямо на против Рюгена на континенте, но на землях принадлежавших тому же племени руян известен город с недвусмыленным названием "Перун" ( ныне Прон ).

Таким образом, получается что культ Божества под именем "Перкун" известен на территории восточной Германии с древнейших времён. Вот только, что это был за народ, его почитавший? Культ Перкуна известен только у балтов, самый ближайший аналог - культ Перуна, известный у славян под таким именем с раннего средневековья. В раннее же средневековье в восточной Германии наблюдается некий подъём культуры, что можно объяснить волной славянских переселенцев с востока, с этим же можно увязать и соседство "Перуна" средневековых славян с более древним "Перкуном" местного населения. Но вот кем оно было? Праславяне? Прагерманцы? Прабалты? или может быть другая родственная ветвь индоевропейцев, отделившаяся во врема близости праславян-прабалтов-пракельтов-прагерманцев, имя которой не сохранила история?
Вообщем всё вышесказанное даже не гипотеза, а информация для дискуссии.



  • 1
До славян считается, что там проживали восточногерманские племена, вроде вандалов и т.п. Однако из всех них хорошо известен только язык готов. Попадались статьи, что эти восточногерманцы были не совсем германцы. А какая именно в них была другая составляющая - большой вопрос.

Ну это да. Но считается, что до этих восточных германцев тут проживали ещё какие народы и-е происхождения, так как большинство названий рек например негерманского и неславянского происхождения. Так же и множество названий славянских племён живших сдесь в средневековье не выводятся ни из германских, ни из славянских (без сильных натяжек, а то и вообще додумывания) языков.Думаю, что восточные германцы действительно могли частично проживать или проходить через эти територии - всё-таки за Эльбой и в Ютландии достоверно жили германцы, некоторые племена могли переселяться и в восточные земли. Но всёже даже восточные германцы не аборигены на этой территории...

Наименование АРКОНА, вероятно, также относится к древнейшему пласту "индоевропейской" топонимики. Возможно, что наименование священного мыса, обращенного к восходу, в древние времена могло иметь варианты Яр-кон или Ярь-кон

а откуда такое толкование? Что и на каком языке значит "яр-кон"?

"Таким образом, получается что культ Божества под именем "Перкун" известен на территории восточной Германии с древнейших времён."
Балтская топонимика например заходит на территорию Восточной Германии довольно далеко (см. работы Кузьменко). Так что - неудивительно. Славян же там до 5-6 века быть не могло, хотя бы потому, что завершающий этап славянского этногенеза приходится на 4-5 век.

"Однако, насколько слово "фергуна" действительно является германским? Оно зафиксировано только у готов, в других же германских языках "гора"-это "берг" - заметьте, слово явно происходящее от того же корня "перк"
Фьергюн - богиня земли, мать Тора в скандинавской мифологии.

Edited at 2012-06-12 06:35 pm (UTC)

Спасибо, про балтскую топонимику на территории Германии не знал,по Гимбутас балтские гидронимы доходят на запад только до Одры. Обязательно посмотрю Кузьменко.
Я тоже думаю, что это были не собственно славяне. Но язык того народа мог быть ближе к славянскому, чем к германскому, или по крайней мере иметь схожие черты в словообразовании. Это относится в частности к суффиксу "ун", очень характерному именно для славян ( равно как и "ин", "ян", "он" )в словах Фергуна, Аркона. Ведь если исходить от общепринятой версии о и-е корне "перк" и "пер", то образование слов перУН, перкУН будет характерно как раз для славян, можно даже назвать этот суффикс одной из характерных особенностей всех славянских языков. Не знаю, есть ли у балтов такой суффикс, но в начале н.э. их язык должен был быть очень похож на язык праславян. Я не лингвист, но у современных немцев например нет суффикса "ун", который бы применялся в словообразовании, так же как и у славян. Но слова, кончающиеся на "ун" всёже имеются. Например, женское имя "гудрун", которое очень похоже на женское скандинавское имя Божества "фьергун". Не уверен, суффикс ли это вообще, или часть корня, тут мне сложно судить. Употребление всеми германцами (кроме готов, которые тесно "общались" и с балтами и со славянами) слова "берг" без суффикса "ун" ( ср. однокоренное стар.-сл. "прѣгыня" – холм, с этим суффиксом), а также применения немцами германского суффикса "ель" в слове "ферк-ель"(поросёнок) и русское ПОРоС(Ц)-ЁНок - с этим суффиксом, дравено-полабское "borz - АNg" – поросёнок, говорит не в пользу исконно германского происхождения слова "фергуна". Хотя у германцев есть окончание множественного числа "ЕН" ("берген"-горы), которое древности могло быть суффиксом и звучать как "ун".
Это укладывается в теорию о том, что одним из языков лужицкой культуры мог быть праславянский. Оттуда эта более характерная славянам особенность словообразования могла попасть в язык того древнего догерманского населения. Впрочем, если гидронимы вост. Германии являются балтскими - это бы очень многое объясняло.

Edited at 2012-06-13 10:01 am (UTC)

Ещё более предположительно рискну добавить к Вашим примерам название бургундионов, живших между Одрой и Вислой. Из их языка Аммиан Марцеллин приводит два слова, не выводимых ни из германских, ни из славянских языков, но имеющих сходство с балтскими и кельтскими словами. Не будучи ни лингвистом, ни историком, попытался рассуждать об этом тут: http://aloslum.livejournal.com/10320.html


Очень и очень интересно! Про старославянское прѣгыня – холм - не знал до этого. А ведь это опять тот же корень "перк" - гора в конечном счёте, который оказывается был у славян и с суффиксом "К". Со статьёй в целом согласен, хотя, конечно, по 2 словам (даже не словам, а титулам, которые могли быть заимствованы) всёже однозначный вывод сделать сложно. Но в целом это подтверждает целый ряд фактов, указывающий на существование в восточной германии до 6 века и другого, негерманского и неславянского языка.

Да уж - как-то там не густо "дославянских" поселений, мягко выражаясь.

Очень любопытно! Но, тогда получается, что у Арконы - начальную "П" всё таки обрезали кельты? Ведь это именно для их языка свойственно? Значит - это ещё небольшой камушек в пользу связи балтийских вендов с кельтами? Я помню у нас с Вами было разговор на эту тему.

Получается, так. Кельты, признаюсь, меня самого во всей этой истории немало смутили:)Ну да я пока сам к определённому выводу не пришёл - просто набюдения. Похоже, очень не простая история была у этих земель в первой половине первого тысячелетия. Прабалты мне правда кажутся более подходящими претендентами, ввиду схожести культов, дославянской археологии и особенностей северо-лехитских языков, которые на деле могут оказаться не архаизмами а балтским субстратом. Возможно, прабалты были субстратом, на который легла волна кельтов-венедов, и эту смесь историки и окрестили "германцами". Будем искать дальше!

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Аркона - остров Перуна. Интересно. Все больше склоняюсь, что Святовит это Перун.

Правда, для того, чтобы это доказать, нужно будет сначала доказать, что на Рюгене когда то были кельты, пока никаких указаний на это не встречал. Так что пока не гипотеза, а просто мысль...
Пока не появилось другой информации, действительно, очень похоже, что Святовит=Перун.

Спасибо, любопытно.

Однако, во фразе "культ Перуна, известный у славян под таким именем с раннего средневековья" не совсем верно говорить о славянах. Культ Перуна был известен исключительно у русов.

да, Вы правы, у других славян, конечно, он известен по реконструкциям. Написал "славянам", чтобы не увязнуть в дисскуссии о русах-скандинавах. Но всё же огромное колличество косвенных свидетельств в топонимах, названиях и т.д. на мой взгляд говорит за то что культ был общеславянским. Перун явно относится к древней индоевропейской мифологии, но кроме русов нет других свидетельств, чтобы культ занимал главенстующую позицию.

Пархим сами немцы, если верить Вики, возводят к божеству Пархому. Говорят, что было два варианта, собственно
"Die Schreibweise veränderte sich im Lauf der Jahre nur wenig, und schon 1170 heißt es Parchim oder 1202 Parchem, wobei beide Formen früher wechselweise zur Anwendung kamen."
Честно говоря, про пархома первый раз слышу.

Оно зафиксировано только у готов, в других же германских языках "гора"-это "берг" - заметьте, слово явно происходящее от того же корня "перк", но без харакерного для славян суффикса "ун".
Вроде бы, нет?
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=/data/ie/germet&text_number=%20588
Или я не совсем понял, о чем Вы говорили.

Про Пархома, если интересно http://nap1000.livejournal.com/9593.html
Насчёт германцев - фаиргуни - гора известно только у готов. Франки использовали слово Фергуна КАК НАЗВАНИЕ рудных гор, а не как слово обозначающие горы вообще. И во времена, когда германцев там 2-3 столетия уже не было. Как только немцы смогли занять эти территории, они почему то переименовали фергуну с обычное немецкое название. Зачем?
Остальные примеры - это имена собственные. Посмотрите внимательно по приведённой вами ссылке, там есть только фома"Фирг" и "ФЕРГЕН". "ФИРГ" - это германское произнесение индоевропейского корня "перк", обозначающего в том чиле и "гора". У германцев есть окончание множественного числа "ен" "фирг"-"берг" - горы, "фирген"-"берген" -"горы".
Моя же мысль заключается в том, что не имея суффикса "ун", германцы не могли образовать сами слово "ферУНа". А у славян и балтов этот суффикс известен, у славян в частности - эта одна из наиболее характерных особенностей их языка. Сравните страо-славянское слово "прегЫНя" - холм. В северо-лехитских диалектах оно должно было звучать с ударением на первый слог - "пЕргыня". Готы же заимствовали славянские имена и долгое время контактировали с балтами в Поморье. Но, при всём при этом, я могу и ошибаться, я сам ни разу не лингвист:)

Аркона и Перун - синонимы

Индоевропейское «Перк» – возвышенность, гора, с которой разят громом.
Кельтское «Арко» - образовано кельтами от «Перк», но это - тоже возвышенность, гора, на которой молятся (и с которой тоже в ответ на мольбу могут и погреметь).

Аркона - мольбище. Кстати, слово «волхвы» тоже считают заимствованным славянами у кельтов. Не удивительно, что «духовные учителя» называли мольбище на свой, кельтский, манер, или сами славяне называли мольбище так, как называли его «духовные учителя».
Сюжет повторился и потом: Озар указывал, что русские до сих пор, почему-то, упорно именуют храмы на латинский манер «церквями», а священнослужителей при них – «попАми».

Так что в кельтском заимствовани ничего странного нет. Как нет ничего странного в современных англизмах, взятых у очередных "духовников".

Re: Аркона и Перун - синонимы

"Так что в кельтском заимствовани ничего странного нет."
Странно, что кельтов на Рюгене неизвестно, у кого же славянам было заимствовать название священной горы? Ведь заимствовали именно название конкретной скалы, а не слово для обозначение любой горы вообще. Для обозначение просто горы славяне использовали слово "прегыня", что у балтийских славян должно было в силу особенностей языка звучать как "пергыня". Контакт с кельтами известен у предков славян, но тогда слово "пергыня" в кельтское "аркона" не перешло. Следовательно, заимствовать "аркону" должны были уже балтийские славяне в раннее средневековье. Но в это время никаких кельтов ни в восточной Германии, ни в соседних территориях неизвестно. Вот эти противоречия меня немало настораживают.

Edited at 2012-06-17 11:55 am (UTC)

И вот что есть в Википедии.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BA

Посмотрите там на первую карту. Там на землях Восточной Германии обосновалась "Unetice culture". Уж не венеты ли? Тогда и "кельтское" влияние на переход "Пергыни" в "Аркону" становится понятен. Хотя, скорее всего, как считал Седов, венеты были отдельным (некельтским) индоевропейским народом (наряду с кельтами, дорийцами, италиками, фракийцами, иллирийцами и т.д.), может, и не лишенного влияния кельтов после поражения нанесенного последними скифам.

Edited at 2012-06-17 11:57 am (UTC)

Re: Unetice culture

Думаю, это близко к истине и разгадка как раз в унитицкой и лужицкой культурах. Как раз собирался изложить свои мысли по этому поводу в следующей статье, но пока не собрал достаточно материала...

там должен быть балтский субстрат, на который в 11-10 веке до н.э. наложилась малоазийская компонента "иллиро-венетов" из Хеттии, откуда родом Перун, в т.ч. со значением "скала, холм".

корень - пер (перо, молния, огонь, гром)

Только немцам это не говорите)) Они считают, что 800-1000 д.н.э. балтов (называемых впрочем "людьми бронзового века", хотя они были уже именно балтами) там сменяют германцы из Ютландии-южной Скандинавии.
Причём, балты, похоже, жили только по побережью от Вагрии на западе, и Берлина на юге. Какой народ жил южнее не совсем ясно.

Археологи ГДР выявили на территории, примерно совпадающей с областью, занятой лютичами, явные следы кельтской культуры, проявлявшейся и в верованиях, и в керамике, хорошо известной и на северо-западе Руси.

Herrman J. Zu den Kulturgeschichlichen Wurzeln und zur historischen Rolle nordwestischslawischer Tempel des friien Mittelalters // Slovenska Archeologia. 1978.1. Ect.

Взято:
http://historylib.org/historybooks/Fomin_Varyago-Russkiy-vopros-v-istoriografii/24

  • 1
?

Log in

No account? Create an account