Previous Entry Share Next Entry
Находки из Волина.
nap1000
Ещё один пост о находках в поморском Волине. На этот раз иллюстрации лучшего качества, взятые из книги.
w15
Реконструкция волинской пристани 9 века.



Раскопки в поморском городе Волине выявили, что совершенно независимо от того, является ли он легендарной Винетой или нет, совершенно однозначно, что это был один из главных торговых пунктов Балтийского моря. Археологический материал, найденный здесь во многие разы превышает находки из других городов балтийских славян. Город был не только торговым, но и ремесленным. Тут производилось большинство наиболее востребованных товаров того времени, от керамики, до ювелирных изделий.

Одним из наиболее хорошо представленных в Волине ремёсел была резьба по кости. Немного сухой статистики. Из всех найденных в Поморье 62 000 изделий из кости 58 000 приходится на Волин. Причём, 39 800 из 58 000 найденных в Волине изделий из кости были изготовлены в одной мастерской.

Изготовление гребней из кости было на очень высоком уровне. Археологами подсчитано, что в 9 веке в Волине производилось не менее 13 различных видов гребней. С начала 10 в. до середины 11в. к ним добавилось ещё 19 новых видов. После этого начинается спад продукции, и во второй половине 11 века Волин поставлял на рынок не менее 20 видов гребней. Ещё через сто лет колличество видов сократится до 9. Но всеравно масштабы впечатляют - в хорошие времена купцам предлагался выбор из более 30-ти видов одних только гребней!
w10

w1 

w11

Гребень скандинавского типа.
w16

"Иголки" из кости. А может не иголки, а чертила? Размер, к сожалению, не указан.
w18

Резная деревянная рукоять ножа. Недоделанная заготовка. 10 век.
w6

Бронзовый пинцет, по предположению археологов, применявшийся в косметических целях.
w5


Деревянныя и костяные иголки. 11-12вв.
w4

Резная деревянная ложка. Начало 11 века.
w3

Резная деревянная рукоять ножа.Изображение интерпретируют ( почему-то) как "танцующая фигура в маске".
w26

Остатки амулета из графита, с изображением человека и всадника. Графит и печной камень поставлялись в Волин из окрестностей знамениной священной горы Собутки в Силезии.
w23
Рукояти со скандинавской ( по определению автора ) резьбой.
w28

Волинские ключи.
w20

w2

Деревянные крючки - вешалки для одежды.
w19

Детские игрушки.
w13

w12
Бронзовый котёл.
w21
Писанка, попавшая в Волин из Киевской Руси.
w22

В Волине были хорошо налажено изготовление украшений и обработка янтаря, из которого помимо прочего делали бусины, "молоточки Тора" (к сожалению автор не привёл фото), фигурки животных и др. Но самым наверное интересным украшением является вот это ожерелье.
w27

Дело в том, что изготовлено оно из плодов и косточек тропического растения Mucuna adans. Растение это настолько неизвестно и редко в Европе, что до сих пор не имеет ни русского ни немецкого названий. Это единственная находка подобного рода на Балтике. Кроме целого ожерелья была найдена и отдельная бусина из этого тропического растения.

w30

Драгоценные по тем временам бусинки.
w34

Серебрянная восточная подвеска.
w17

Серебрянная скандинавская брошь.
w29

Резная деревянная голова дракона из дома скандинавского купца. КОнец 10-го века.
w32

Деревянная палочка с рунами из того же дома скандинавского купца. Надпись гласит: "Умеешь ли ты вырезать руны?"
w33

А эти вещи попали в Волин из восточной Балтики. К сожалению, автор не указал откуда конкретно. 9-12 вв.
w31

Детали бронзовых креплений с изображениями лошадей.
w43

Форма для отливки амулета с изображением собаки, изготовленная из норвежского сланца.
w8

Литая бронзовая фигурка в форме мужской головы.
w9

В центре Волина, на самом высоком месте города, был расскопан языческий храм, насчитывающий 2 фазы существования. Первый храм датируют второй половиной 9 века. Размеры - 4x5 м. Внутри здания была перегородка, делившая помещение на 2 комнаты. Предположительно, в более просторной комнате могли проходит собрания. В центре же маленькой комнаты была выявленна каменная кладка фундамента на котором, скорее всего, стоял идол. В углу этой комнаты была обнаружена "огневая точка". Похоже, что возле идола жрецы поддерживали священный огонь.

w24
В этой же маленькой комнате были найдены фрагменты шёлковой ткани. Интересно, были ли эти ткани декорациями храма, священными знамёнами или просто драгоценной добычей из военного похода.
w41

Также в первом храме был найден маленький деревянный фаллос.
w35

В соседнем с храмом доме был найден известный "карманный" идол Свантевита.
w36

В районе 965-966 гг. храм был перестроен, помещение стало немного просторней - 5x5 м. Храм был окружён забором, рядом с ним находилась конюшня, где, предположительно, содержался священный конь. Храм простоял до конца 11 века.
w25
На территории храма были обнаружены небольшие деревянные культовые фигурки.

w41

w39
Видимо, к культовой резьбе стоит отнести и эту деталь посоха с навершием в виде человеческой головы.

w42


Также на территории второго храма была найдена маленькая бронзовая фигурка коня с седлом. Священный конь?
w37

Ещё одна, очевидно, культовая фигурка из бронзы - на этот раз оленя.
w38

В ходе раскопок в Волине были выявлены интересные подробности западно-славянских ритуалов. В основания сторящихся домов строители закапывали жертву - череп животного или вот такой плетёный венок. Аналогичные "строительные жертвы" были найдены и в других поморских поселениях.
w40

Ну и на последок - самое интересное!

Хоть население Волина и было многонациональным, двое его жителей всёже отличались своим внешним видом. Мужской и женский черепа динарского типа говорят о средиземноморском происхождении этих людей. Возраст женщины 20-25, мужчины - 25-30. Возможно, муж и жена. Особенно интересен искусственно деформированный женский череп тулузского типа.

w7
Для чего это делалось? На ум сразу же приходят распространённые в это же время у балтийских славян трепанации черепа. Ещё один вид "мистических" операций? Что это были за странные гости и чем они занимались в славянских землях? Как жаль, что ответов на эти вопросы уже не найти.


Так же в пределах храма (если я правильно понял) был найден и деревянный амулет с изображением до боли знакомым. Кто-то удивлён гербу Рюриковичей в Волине? Я -нет:)))
w40

Взято из: W. Filipowiak: "Wolin Vineta - die tatsächliche Legende vom Untergang und Aufstieg der Stadt, 1992"


а на остальных гранях амулета с "собакой" не лица ли?

насчет деформаций черепа очень, очень интересно

на форме действительно похоже на лица, но про это не упоминается. И на вылитом амулете уже вроде как просто какой-то рисунок в ромбе...

Искусственная деформация черепа

были найдены и другие черепа с ИДЧ в других районах Западной
Европы; их произвольно объявляли «сарацинскими», «франкскими»,
«хелветскими», «кельтскими», «готскими», «гуннскими», «татарскими»
и т.д.
В первой половине XIX в. черепа с ИДЧ нашли и в России, но они
практически остались неизвестны для ученых Западной Европы. Только
в 1860 г. К.Э. Бер опубликовал свое исследование трех
деформированных черепов из Керчи, которые тоже объявлялись
аварскими. Когда и как было сделано это открытие – неизвестно, но в
1826 г. они стали притягивать любопытствующих к Керченскому
археологическому музею. Археолог-любитель, начальник керченской
таможни француз Дебрюкс считал, что эти черепа принадлежали, по
сообщению Гиппократа, сарматскому племени, «макрокефалам»
(большеголовым). В 1832 г. французский исследователь Дюбуа де
Монпере высказал предположение, что керченские черепа были
«киммерийскими». В 1867 г. нашли еще два деформированных черепа в
устье р. Дона, а в 1880 г. – на берегах Волги, в районе г. Самары.
Правильная датировка находок позволила антропологу Д.Н. Анучину в
1887 г. предположить, что явление ИДЧ распространилось из Поволжья
в Европу. (АЗ-ИДЧ). Позднее, в наше время, были найдены черепа с
ИДЧ в Средней Азии, Синцзяне, Бактрии, на Кавказе, в Молдове,
Паннонии, Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии, Германии, Швейцарии и
в других европейских странах; находки в основном относились ко
времени Великого переселения народов.

Живко ВОЙНИКОВ
ЯВЛЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЙ ДЕФОРМАЦИИ
ЧЕРЕПА У ПРОТОБОЛГАР
http://www.darial-online.ru/2010_3/voinikov.shtml

Выдающееся значение среди древних народов Ближнего Востока имеет
культ Великой Богини-матери, покровительницы материнства и
плодородия. Жители Библа и Патоса поклонялись Афродите, точнее, ее
ближневосточному аналогу – богине Астарте. Библ был «священным
местом, религиозной столицей» этого культа. В больших храмовых
комплексах, посвященных Астарте, был большой конусообразный обелиск
– священный знак этой богини. Богиня-матерь воплощала
производительные силы природы, а конусообразные обелиски
символизировали мужское начало – фаллос. Ритуал представлял
символический половый акт, в который богиня вступала с Адонисом-
Ваалом-Осирисом. Роль Адониса исполнял царь страны, являвшийся и
верховным жрецом. Предполагается, что именно продолговатая форма
черепа была знаком Астарты, и поэтому первыми начали практиковать
ИДЧ жрецы культа.

Re: Искусственная деформация черепа

да, ИДЧ, вроде распространена не менее, чем трепанация. Очень интересное явление.
В волинском случае нужно помнить, что это 11 век. Родина этих людей - Средиземноморье - давным давно уже христианская. То есть, можно предположить, что они попали туда детьми и череп девочке вытянули уже в языческом Волине. Тогда это был бы первый пример подобных практик у собственно славян.
Хотя вопросов с этим черепом больше чем ответов...

Фаллическая форма производилась через ИДЧ и символизировала
Богиню-мать, что являлось кастовым знаком принадлежности к самым
высшим жреческим сословиям, к которым и принадлежали ее жрицы. (АЗ-
ИДЧ).
Этот культ очень древний, и появился он первоначально не только
на Ближнем Востоке. В пользу этого говорит наличие аналогичных
находок черепов с ИДЧ в Перу и Австралии. Нет путей, по которым это
явление могло распространиться до этих земель из Ближнего Востока
около IV-II тыс. до н.э. Ясно, что культ существовал еще на заре
формирования человеческих сообществ (10-20 тыс. лет тому назад), до
первоначальных заселений этих континентов.
Самые древние находки черепов с ИДЧ в Перу датированы II тыс.
до н.э. (Bjork A., Bjork L., 1964; Cabanis E.A., Jba-Zizen M.T.,
Delmas A., 1971; Angeles S., 1974; Pardini E., 1974; Hanzkel B.,
1977; Burger E., Ziegelmayer G., 1982; Tommaseo M., Drusin A.,
1984; Anton S.C., 1989), найдены черепа с ИДЧ в Мексике (Comas J.,
Marquer P., 1969), Эквадоре, (Munizaga J.R., 1976), на Кубе (Rivero
de la C.M., 1962), в Северной Америке (Bennet K.A., 1961; Ossemberg
N.S., 1970; El-Najiar M.Y., 1977; Gottlib K., 1978, Roceek T.R.,
Speth J.D., 1986), на Антильских островах и в других районах
(Tacoma J., 1964; Gerhardt K., 1974; Grupe G., 1982, 1984, 1986;
Bouville C., 1988).
Вторым тысячелетием до н.э., по данным Т. Трофимовой,
датируются ИДЧ, найденные в южнорусских степях; явление было
распространено у носителей катакомбной археологической культуры,
которая считается принадлежностью древних индо-иранцев. Черепа с
деформацией находили в катакомбных захоронениях Нижнего Поволжья,
поречьях рек Кубани, Маныча и по нижнему течению Дона. Е.В. Жиров
исследовал феномен ИДЧ и сделал вывод, что «древние кругово-
деформированные черепа относятся ко II тыс. до н.э., и что находки
ограничены областями южнорусских степей».

В начале I тыс. до н.э.,
отметил автор, следы ИДЧ не устанавливаются, а начинаются только в
захоронениях с I-V в. до н.э.: на территории (бывшего) СССР
наблюдается внезапное широкое распространение ИДЧ, которое потом
постепенно исчезает. Е.В. Жиров исследовал известный к 1940 г.
краниологический материал и сделал вывод, что явление
распространилось с востока на запад и связано с движением гуннов
(если точнее, с Великим переселением народов).
В Южной Сибири явление ИДЧ появилось с окуневской
археологической культурой (знак индоевропейского происхождения
обычая в Средней и Центральной Азии показывает связь окуневцев с
катакомбной культурой) (ТТ-ИЭПМ, стр. 179). Эта культура получила
название по имени местности Окунев улус в Южной Хакасии, где в 1928
г. С.А. Теплоухов открывает и исследует первый могильник. Ее
носители были второй индоевропейской волной, поселившейся в Сибири
(после представителей афанасьевской культуры), появились в конце
III тыс. до н.э. и существовали до XVII в. до н.э., когда их
поглотила третья индоевропейская волна – карасукской
археологической культуры. Карасукцы, как полагают многие ученые,
происходят из Восточной Европы и Северного Поволжья и представляют
миграцию на восток «фатьяновских» племен, носителей тохарских
языков (по одноименной фатьяновской арх. культурере, от с.
Фатьяново в Северном Поволжье).
В окуневских изображениях на каменных плитах есть стилизованный
образ Богини-матери, она также изображалась с продолговатой
конической головой. Но с исчезновением этой культуры обычай ИДЧ не
прекратился. Позднее его наследовали тохарское и усунское население
Синцзяна, происходящее от носителей карасукской археологической
культуры, наследницы окуневской. В пользу этого говорят как
археологические находки, так и сообщения китайской хроники «Тан-шу» (История Династии Тан), что удлинение головки младенцев через
наложение давящей повязки практиковалось жителями «Западного края»
от Кашгара до Карашара (так китайцы называли европеоидное население
Таримской котловины и Синцзяна) вплоть до V-VI вв., когда началась
их ассимиляция древними тюрками (потомками южных хунну и
сянбийцев).
Около V-III вв. до н.э. ИДЧ встречается в Приаралье, среди
представителей прохоровской археологической культуры. Гиппократ
сообщает, что у сарматов-макрокефалов, обитающих около Азовского и
Каспийского морей, практиковалось удлинение черепа у новорожденных.
Из анализа археологических материалов, А.Д. Таиров ясно
разграничивает несколько волн больших миграций в обратном потоке
«восток-запад» из Синцзяна к Приаралью: 1). около VIII-VII вв. до
н.э., 2). VI-V вв. до н.э., 3). III-II вв. до н.э. Исходной
территорией этих миграций является район Синцзяна, Северного,
Северо-западного Китая, Западной Монголии. С появлением ИДЧ
наблюдаются и перемены в похоронном обряде, появляются катакомбные,
подбойные захоронения и захоронения с «заплечниками», т.е.
специальным отсеком (ячейкой) в стенке могилы, также наблюдается
перемена оружия, появляются зеркала с валиком.
В V в. до н.э. появляются подбойно-катакомбные захоронения с
южной ориентацией в Южном Приуралье. Согласно Р.Б. Измайлову, это
связано с происхождением ранних сарматов, племени «саи» из районов
совр. Киргизии. Само название саи совпадает с т. наз. «царскими
скифами» Геродота. Имя происходит от иранского Xsai – царь,
владетель.

Находки времен правления Само (7 век) около метллургического ареала на Мораве. Особый интерес представляет череп аварской(?) принцессы из Ваценовиц, которой с детства удлинняли череп.
http://cs10040.userapi.com/u1320349/120738855/z_19c6e511.jpg

при раскопках могильника Попово в Каргополе - северной земле, куда вторглись предки русских в 10-11 веках уже нашей эры, - находили все те же черепа долихоцефальных и лептопросопных людей
http://cs10040.userapi.com/u1320349/120738855/x_9552eb42.jpg


Stenocephalus of an alamannic lady of the 5th centruy
http://cs4228.userapi.com/u1320349/120738855/x_ec1d1b26.jpg

Slovom a mečom : Slovensko v rímskej dobe / Bohuslav Novotný. -- Martin : Vydavateľstvo Matice slovenskej, 1995
http://cs716.userapi.com/u1320349/120738855/z_a252bf17.jpg

Спасибо за информацию!

Супер!

Находки-то! Ну чистый Новгород! ;) Не отличить!

Перепощаю в Россика Антика!

Да один-в-один просто!

Спасибо, это в Польше?

Да, это крайний северо-запад Польши, на границе с Германией
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BD_%28%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%29

Резьбы сколько.

Aга, даже иголки резьбой покрывали!

А бронзовая фигурка оленя тоже найдена на территории храма?
И Вам ещё не встречались сказания об олене помимо предания о Доберанском монастыре, основанном на месте убийства Генрихом Борвином белого оленя?

Нашёл похожую легенду об основании кафедрального собора в Любеке Генрихом Львом, тестем Генриха Борвина:
«Кафедральный собор Любека был основан в 1173 году Генрихом Львом, по указу которого началось строительство города… С основанием собора связана наивная легенда. Якобы в VIII веке Карл Великий охотился в здешних местах и поймал большого оленя. Убить животное рука не поднялась. Вместо этого Карл повесил на оленьи рога золотой медальон и отпустил своего пленника с миром. Ни много ни мало четыреста лет спустя на охоту отправился уже Генрих Лев. Он в ту пору как раз хотел построить в только что основанном Любеке собор, да денег не хватало. Ехал Генрих Лев по лесу, а навстречу ему – огромный олень с медальоном на рогах. Охотник посчитал животное посланником Бога, но все-таки выстрелил в него и взял украшение себе. Олень тут же воскрес и умчался восвояси, а Генрих Лев наконец-то получил средства на строительство храма».

К тому же времени относится основание монастыря Ленин около Потсдама, название которого выводят от славянского «лань»:
«Легенда, связанная с основанием монастыря Ленин, вошла в немецкую литературу и отражена в гербе общины Клостер-Ленин. Согласно легенде уставший после охоты Оттон I уснул под дубом. Во сне ему несколько раз являлся белый олень, пытавшийся сразить его своими рогами, от которых маркграф никак не мог отбиться своим копьём. С мольбой о помощи Оттон воззвал к Христу, и видение наконец-то исчезло. Образ оленя из сновидения Оттона его окружение сочло за символ языческих славянских племён, посоветовав правителю основать на этом месте крепость в честь христианского бога и для защиты от языческих божеств. Но появилась не крепость, а монастырь».

Однако, похожее предание о св. Эгидии (ок.650-710) записано в «Золотой легенде» (ок. 1260):
«Его последний приют в конце концов был случайно обнаружен королевскими охотниками, которые преследовали олениху, бежавшую к безопасному убежищу. Стрела, предназначенная животному, попала в святого и ранила его. Король (согласно легенде, это был вестгот Вамба, что анахронизм) выразил глубочайшее уважение к отшельнику, который смиренно отклонил все предложенные почести, и построил для него и его учеников в этой долине бенедиктинский монастырь, получивший имя Сен-Жиль-дю-Гар».
Можно предположить, что цистерцианцы, основавшие монастыри Доберан и Ленин, переняли эту легенду у своих старших собратьев бенедиктинцев. Впрочем, могло быть и наоборот, тем более что предание о св. Эгидии записано позже и носит следы обработки (упоминание того же Вамбы), а вот все три германские легенды связаны именно со славянскими землями.

Впрочем, похожее христианское предание встречается аж в Абхазии:
«Одна из народных легенд рассказывает: "Один местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, животное скрылось в густых зарослях. Охотник преследовал его, и следы крови привели его к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненого оленя, положившего голову на каменный престол с высеченным посередине крестом, и понял, что животное находится под покровительством самого Святого Георгия. Князь пощадил оленя и приказал воздвигнуть на этом месте храм в честь Святого Георгия Победоносца". Так, согласно легенде, в XI-XII вв. и была построена Церковь Святого Георгия в селе Илор (по-абхазски Елыр)».

А ещё схожий сюжет можно усмотреть в сказании об олене, которого со времён турецкого ига Богородица посылала в день своего Успения в Среднегорский монастырь около города Арта в Эпире, где его закалывали и угощали паломников. Но уже после освобождения от турок монахи второпях закололи оленя, не дав ему отдохнуть и напиться, и больше он не появлялся.
Можно отметить, что в Эпире ещё с ранних времён селились славяне, а перед турецким завоеванием он был присоединён к Сербии. Само название монастыря, если только это не перевод, славянское, а название Арта можно сравнить с таким как Артотина, Ардовиста, Ардомери, которые М. Фасмер сопоставлял со славянскими Радотино, Радовиште, Радомерж, Радомир и т. п.

И про св. Афиногена, принявшего мученическую смерть при Диоклетиане в Севастии Каппадокийской (ныне г. Сивас, Турция) рассказывается: «И случилось дивное чудо: тот олень, которого святой вскормил и благословением отпустил в пустыню, приходил по заповеди его на праздник и приводил с собою детей. Оставив их, он уходил в пустыню, и никто ему не мешал. Это делал олень каждый год: приходил на праздник и приводил своего детеныша, которого закалывали и съедали в память и честь святого мученика Афиногена епископа и десяти учеников его, во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого, ныне и в бесконечные веки. Аминь».

Но тут у меня возникло весьма смелое предположение – а не восходит ли подобное предание ещё к венедам-венетам, переселившимся как раз из Каппадокии?
Это я всё к тому, чтобы сопоставить белого оленя с белым конём Свантевита. Сравни «карманный» идол из соседнего с храмом дома и четырёхликий «скипетр», увенчанный оленем, из Саттон-Ху, а также белого коня, которого адриатические венеты согласно Страбону приносили в жертву в честь Диомеда.
Конечно, для гипотезы данных мало, интересно было бы поискать оленя, широко представленного у славян (на тех же вышивках он часто заменяет коня), в поморско-пшеворских древностях.


Edited at 2012-09-15 02:46 pm (UTC)

Замечательно, как всегда! Откуда Вы только всё это находите:)
Но, получается, такое распространение этих легенд говорит скорее за христианские или же наоборот очень древние индоевропейские корни сюжета? Мне ближе последний вариант. Кстате легенда о Св.Афиногене полностью повторяет северо-русские легенды о жертвоприношении оленя и быка, описанные у Рыбакова в ЯДС. Думается, олень был жертвенным животным, которого закалывали на какие-то праздники, раньше на капищах, а потом, наверное, как это обычно бывало, на этих местах ставили церкви. Ну и видимо он как то участвовал в космогонической картине мира, как то был связан с мировым деревом, пасся возле него (если судить по вышивке и орнаментам).

Кто бы разобрался с этими "молоточками Тора"? Ведь действительно сильная позиция норманистов. Во многом и из-за того, что он удачно им название дали.

Ну а что там разбераться: они явно по стилю скандинавские. И очень похожи и родственны с другими скандинавскими украшениями, фибулами и т.д. Другое дело, что всё это могли покупать и носить славяне. Почему нет-то? Со скандинавами они торговали, скандинавы покупали славянские вещи, а славяне скандинавские. У балтийских славян, видимо, ювелирное дело было поставлено не так хорошо, как у скандинавов, вот и покупали. Почему франкский меч или восточный шёлк - это не этномаркеры, а вот молоточки Тора - этномаркер? Передвижение вещей не = передвижению людей. В Скандинавии например много где встречается славянская керамика, но это же не значит, что там везде были славянские колонии! В Киевской Руси множество Византийских вещей и заимствований, но мы же знаем, что эти византийские вещи принадлежали (носились) славянам. А про балтийских славян кто может точно сказать, что они не носили скандинавских украшений, если они есть во всех прибрежных поселениях?

Очень интересно, благодарю. А про посох больше информации нет?

Известно только, что изготовлен из тиса и длинной 119 см.

хочется поподробнее узнать о "Рукояти со скандинавской ( по определению автора ) резьбой."
там где птичка вырезана...
нет ли ссылки на публикацию?

Нет, к сожалению, тоже никакой информации. Нужно искать археологический отчёт о раскопках в Волине. А вообще, замечательно вы подметили - там ведь тоже похоже такой же сокол!

К вопросу о рунах у западных славян:

"...другая надпись на дощечке из Волина:
Предложенное чтение (...IRusu RunaR) на наш взгляд более чем сомнительно.R(Yr) присваивается разным знакам и для скандинавских рун не характерно написание слова runaR c Yr вначале (и вообще скандинавское чтение предполагает редкое и нехарактерное "злоупотребление" руной Yr).
Более вероятным представляется наличие в Волине особого рунического алфавита."
http://rossica-antiqua.livejournal.com/122328.html

"По определению автора".Автор проскандинавил всё что только можно.
Истоки узоров данного стиля украшений восходят к искусству оттоновской империи и имеют многочисленные параллели с юга Балтики,в т.ч и из кладов с Поморья- Бугучино,недалеко от Колобжега,Гралёво,Пласки,из Вискаутена,Вост.Пруссия.

Филиповяк не удосужился даже письменные источники прочесть внимательно:

Славянский город Юмнета в "Славянской хроник" Гелемольда:

"...В усть Одры,где она впадает в Балтийское море,некогда находился знаменитейший город Юмнета,место,весьма часто посещаемое варварами и греками,живущими в его окрестностях.О величии этого города,про который ходит много и при этом едва ли заслуживающих доверия рассказов,следует сообщить кое что,достойное того,чтобы оно было снова повторено.Это действительно был самый большой город из всех имевшихся в Европе городов,населённый славянами вперемежку с другими народами,греками и варварами.И саксы,приходя сюда(тоже) получали право жить (в нём),на том только условии,что,живя здесь,не будут слишком явно проявлять своей христианской религии.Потому что все (жители этого города) до самого его разрушения пребывали в языческом заблуждении.Впрочем,по нравам и гостеприимству-нельзя было найти ни одного народа,более достойного уважения и более радушного (чем они).Этот город,богатый товарами различных народов,обладал всеми без исключения развлечениями и редкостями.Рассказывают что один данский король,сопровождаемый огромным морским войском,разрушил этот богатейший город до основания.Памятники этого города сохранились до сих пор."



?

Log in

No account? Create an account