Previous Entry Share Next Entry
Особенности религиозной скульптуры балтийских славян и германцев.
nap1000

Продолжая уже начатую когда-то тему о связях религиозного храмового зодчества балтийских славян.

В то время, как средневековые хроники донесли до нас многочисленные описания величественных языческих храмов балтийских, производивших немалое впечатление даже на враждебно настроенных католических проповедников, целью которых в конечном счете было их уничтожение, археологии до настоящего времени не удалось подтвердить эти данные находками реальных артефактов. Несмотря на то, что было раскопано не мало храмов, или строений, интерпретируемых как таковые, все они довольно далеки от тех восторженных описаний. Так же бесплодными оказались все попытки представить действительно очень развитый культ и традицию религиозного зодчества балтийских славян как заимствование из других культур ( в немецкой литературе распространено мнение о влиянии католического немецкого христианства, а в русской попадается иногда высказывания о неком кельтском влиянии) - на том простом основании, что попросту невозможно вывести общего архитектурного канона, по которому бы эти самые храмы строились. Напротив, все археологически известные храмы балтийских славян построены широко распространёнными тогда как в регионе, так и у прочих славян техниками.

Однако, несмотря на неизвестность общих каконов архитектуры, у балтийских славян всёже можно выделить некоторые общие черты в формах и деталях религиозных деревянных скульптур и отделке храмов. Речь о антропоморфных стилизованных досчатых деталях, заканчивающихся своебразной "головой".


детали языческого храма в Гросс Радене, раскопки.



различные типы стилизованных антропоморфных досок, использованных в отделки гросс раденского храма, реконструкция их возможной композиции.


общий вид храма в Гросс Радене, реконструкция.

Сходным же образом археологи представляют себе и реконструкцию храма в торговом поселении на Лёдигзее возле Пархима - тут также были найдены схожие стилизованные доски:


реконструкция храма на Лёддигзее, Пархим.

Такие же детали были найдены в самых разных частях славянской Германии.

3
Крепость Раддуш, Лужица.


CCI04102012_00010
Старигард/Ольденбург, Вагрия


Волин, Поморье

CCI21052012_00004
Ральсвик, Рюген (деталь найдена в пределах предполагаемого святилища, размер - 17 см)

CCI19052012_00010
Ральсвик, Рюген. Скульптура, найденная у одного из причалов. Высота - 93 см.

CCI19052012_00011
Он же в прорисовке.

Таким образом, можно говорить о характерности подобных антропоморфных деталей и досчатых идолов для балтийскославянской языческой традиции. Более того, эта самая характерная особенность сохранилась в традиционном мекленбургском зодчестве до наших дней как один из вариантов отделки наверший крестьянских домов!

5
особый интерес представляют 3 нижних ряда, особенно варианты 29-31.


Как бы это не казалось удивительно, но этот традиционный элемент пережил в Мекленбурге и славянскую речь и языческую религию. Впрочем, так чаще всего и бывает с культурой. Это как раз тот не частый случай, когда языческое происхождение подтверждается в народной культуре не на основе гипотетических реконструкций и сравнений, а на материальных свидетельствах археологии. Ещё раз для сравнения:


гросс раденский храм


навершие одного из традиционных домов в деревне Вустров, находящейся на месте бывшего славянского святилища ( о чем говорит сам наиболее древний вариант названия - Сванте Вустров - священный остров) .

В поисках же параллелей этой традиции балтийских славян предлагаю обратиться не к кельтам, а к их ближайшим западным соседям - германцам. Очень схожие антропоморфные досчатые идолы были найдены к примеру в фризских землях - в нижнем течении Везера.


Антропоморфные досчатые фигуры из святилища на болоте Виттенмоор в низовьях реки Везер, первая половина 2 в. до н.э.

6 - Kopie

6
Реконструкции святилища на болоте Виттенмоор в нижнем течении Везера


Получается, традиция эта была знакома населению северной Германии и за долго до предполагаемого славянского заселения в 6 веке. Однако, прежде чем объявить её заимствованием славян у германцев, следует обратить внимание на следующие вещи:

Сам культ древних германцев был куда менее развит, чем культ балтийских славян. Так о храме в Уппсале у скандинавов мы узнаём только в 11 веке, в то время как храмы балтийских славян ивестны археологам уже с 9-го. О германцах же континентальных у нас имеются прямые свидетельства очевидцев, что они не строили храмов и считали невоможным изображать Богов в человеческом обличии. Это же подтверждает и археология: идолы германцев - это пплохо обработанные коряги с начертанными на них ликами, в то время когда у славян мы знаем огромных искустно сделанных многоголовых идолов с руками, держащими раличные военные и жреческие аттрибуты. Причем сама техника резьбы по дереву была у германцев далеко не на самом низком уровне, так же как и изготовление высококачественных металлических культовых фигурок и амулетов было для них делом обычным. Сложные же деревянные идолы для них были не характерны.

Исключение - приграничные со славянами регионы. Кроме уже упомянутого святилища в верховьях Везера, как пример можно привести и болотное святилище в Обердорле, в Тюрингии. Найденный тут деревянный идол выполнен в манере, более характернoй для славян, чем для германцев:


идол из Обердорлы, 3-4вв.

Причём, что интересно, такие идолы, схожие с идолами балтийских славян, находят в регионах, которые в средние века были приграничными славянско-германскими территориями, вообщем зоной славянско-германских контактов.

В тоже время в характерные для славян идолы известны в восточной Германии на уже собственно славянских территориях с очень ранних времён, что затрудняет археологам их точную датировку: слишком похоже на славян, но в тоже время для них "рановато". Как например деревянный идол из Альт-Фризака в Бранденбурге (5 - середина 6 века).


идол из Альт-Фризака.

Если коротко, то всё это можно сформулировать следующим образом: уже на рубеже последних веков до н.э. - первой половины н.э. на территории, которая в средние века стала зоной контакта между славянским и германским населением, в деревянной религиозной скульптуре начинают выделяться некоторые общие черты, которые в последствии станут более характерны для славян, чем для германцев.

  • 1
У нас эти стилизованные антропоморфные доски до сих пор встречаются, в виде штакетника на заборах.

на забор действительно похоже) Но как показывает рюгенский пример, на котором изображено лицо, и то, что ими точно украшали храмы - в средние века эти детали имели религиозный характер, а не были простым украшением.

Разумеется, просто удивительно, как сквозь много веков память доносит отголоски обычаев славян, причём независимо от географии, будь то Беларусь или мои места под Питером, от Новгорода, Архангельска, до Дальнего Востока.

Поддержу. У нас в Беларуси подобные антропоморфные доски на заборах тоже до сих пор встречаются. И навершия домов в подобном стиле.

Не вижу противоречий. Или есть свидетельства археологии, что такие детали были на этой же территории простым украшением в языческие времена? В Германии, как восточной, так и западной вот есть конкретные археологические находки таких деталей в языческих святилищах, да ещё и некоторые с вырезанными на них ликами. Не стоит забывать и про то, что на навершиях домов вообще повсюду религиозные языческие символы - и "громовые колёса", и "коньки" и адоранты...По-моему всё очень хорошо сходится.

+100
Сразу про заборы вспомнилось. С круглыми верхушками очень-очень редко встречаются, а вот такими же с ромбиками в каждой деревне, наверное, больше половины полисадников огорожено! И без всякого мекленбуржского зодчества.

ну так а что с того, собственно? У меня на кофейной кружке изображёна греческая статуя Апполона. Кружка сделана в наше время. По вашей логике это свидетельствует о том, что и Апполон и его статуя - тоже дело рук нашего времени? Подумаешь, древние греки с их мифологией, у меня на кружке такая же статуя без всяких греков! Так мы однако мало к чему придём...

- С какого века известны такие навершия на заборах в той местности, где вы их видели? Были ли известны такие элементы по археологическим находкам в языческие времена?

"С какого века известны в моей местности" всё довольно просто - это Урал. Нашему городу 277 лет - т.е почти всё население, строящее такие заборы поселилось тут в последние лет 300. А уж кто откуда пришёл... В общем, молодые у нас заборы - почти как Ваша кружка. Поэтому, наверное, и встречаются практически все формы старых заборов в деревнях - и круг, и ромб, "лепесток" (или как там это называется.
Вы не подумайте, что я имела в виду что-то плохое. Это не было ворчанием или недоверием, а всего лишь восхищенное удивление :) - вот так смотрела-смотрела всю жизнь на эти ромбики-кружочки на заборах, и НИКОГДА даже мысли не было, что это стилизованные головы (особенно ромбики:)))! И ведь люди давным-давно забыв зачем это надо, до сих пор упорно вырезают эти формы.

P.S.
>>> "Кружка сделана в наше время. По вашей логике это свидетельствует о том, что и Апполон и его статуя - тоже дело рук нашего времени?"
По моей-то нет, но вот если она попадётся кому-нибудь на раскопках лет этак через три тысячи... кто знает чего они подумают? ;))))

У нас иногда заборы с ромбиками делают.

ща взбурлят оскорбленные, вопия, что не было никаких славян на рубеже эр и быть не могло, патамушта!

ох уж этот извечный "железный" аргумент) Ну энтузиасты-последователи римской традиции определения германцев как пеших белых воинственных народов северно-центральной Европы, могут конечно, заменить задевающих за больное "славян" на "германцев". Суть от этого не изменится.

Отлично! Символы, маркирующие границу миров - очень важная деталь. В рижском этнографическом музее очень хорошо заметны различия между представителями разных народов - заборы и колодцы абсолютно разные! Ну, и так далее:)) Сделал перепост.

Да, граница миров и вообще "граница" - даже порог или окно дома - очень важная область в народном исскустве, в которой часто сохраняются архаические элементы.

Очень интересный материал!

Кстати - такая мысль появилась, если эти антропоморфные фигуры стояли по периметру храмов, или по линии ограды - может быть, они символизировали духов-охранников, или обожествлённых предков?

Кстати, в России этот антропоморфный элемент на коньках крыши также присутствует, иногда эволюционируя видимо во что-то похожее на пику, или стрелу:


Конек крыши – верхнее горизонтальное ребро крыши



на этих навершиях вообще очень древние и осмысленные символы сплошь и рядом. И коньки, и громовые колеса, и свастики и змеи и чего только не найти.

Думаю, что-то вроде этого и обозначали. Хотя они далеко не всегда стояли по периметру, по крайней мере в большинстве случаев их находят единично.

Да.. В моей детской памяти тоже отложились заборы именно такой формы. Только последние лет 20 наверное перестали вырезать из досок похожие формы. Помнится у кого-то из хозяев видела и доски с вырезанными чертами лица.
Надо же, какая работа у археологов. Однажды взять в руки доску, которую держали руки древних предков.

очень интересно про доски с вырезанными лицами! А это в каких местах примерно было?

Да в Минске мы жили на окраине в конце 60-начале 70-х прошлого века. Тогда была окраина, теперь чуть не центр города. Снесли уж все.
Еще, проезжая, через поселок от Мира к Новогрудку несколько лет тому назад. Но я даже не вспомню, где. Там мы заблудились и кружили по Миру. Или проезжая через Кареличи?.. Трудно сказать.
Тогда не обратила особого внимания. Только сейчас вспомнила.

Интересные статьи, многие из них копирую на свой сайт. Действительно и в наши времена многое осталось, и люди уже даже не понимают значения выполненной ими резьбы. Очень важно чтобы память всё-же сохранялась в народе.

Отличный пост. Аналогия с заборами очень понравилась.


Русанова И.П.
«Истоки славянского язычества»
с. 33

Напомнило: у Бабы Яги забор с черепами был :)

Не подскажете где глянуть поточнее технику-технологию создания таких стен: "Причём техника характерна именно для славян, никакими заимствованиями и влияниями тут и не пахнет. "

К примеру:


Hollnagel A. Behren-Lübchin : eine spätslawische Burganlage in Mecklenburg, Berlin, 1965

Schuld E. Groß Raden : ein slawischer Tempelort des 9./10. Jahrhunderts in Mecklenburg, Berlin, 1985

Schuld E. Der Holzbau bei den nordwestslawischen Stämmen vom 8. bis 12. Jahrhundert, Berlin, 1988



  • 1
?

Log in

No account? Create an account