Previous Entry Share Next Entry
Реконструкция древнеславянской ладьи.
nap1000


В 1967 году в местечке Ральсвик на легендарном острове Рюген была сделана весьма значительная находка. При проведении дорожных работ, ковш экскаватора вынес из земли несколько, соединённых между собой деревянными дюбелями дубовых досок. Строитель отнёс свою находку работавшим неподалёку археологам и те в скором времени приступили к раскопкам, в ходе которых было обнаружено четыре древнеславянских корабля и целое торговое поселение.  Поселение существовало там с VIII века и было в средневековье одним из важнейших портов балтийского моря. Предполагается, что именно здесь, в защищённом от штормов заливе, а не на малопригодном для этого скалистом, с многочисленными мелями, морском берегу, и располагался флот руян. Ральсвик был уничтожен в результате вражеского, скорее всего датского, нападения. Об этом свидетельствуют следы пожара и клад в 2 203 арабских дихрем; предполагается, что и ладьи были в спешке закопаны руянами, во избежание их разрушения врагами.
История раскопок была непростой.  Раскопанные в конце 60-х корабли, пришлось зарыть обратно в землю, так как не были выделены средства для консервации. Во второй раз их выкопали в 1980 г., для показа на международной конференции. И в этот раз не придумали ничего лучше, чем снова зарыть ценнейшие находки.  Неизвестно,  сколько бы ещё длились эти странные манипуляции, если бы не произошло объединения Германии. В новом государстве нашлись деньги для адекватного отношения к историческим ценностям и в 1993 ладьи выкапывают в третий раз, с последующей консервацией, а через некоторое время некоторое время создаётся рабочая группа для реконструкции наиболее хорошо сохранившегося корабля. По расчётам археологов, построена эта ладья была около 977 г. из дерева, выросшего на Рюгене или в Поморье; использование деревянных дюбелей доказывает, что строителями были славяне ( скандинавы использовали металлические гвозди ).

Вот так сейчас выглядит бухта Ральсвика. Когда тут стоял мощный флот руян, а теперь - декорации для ежегодных спектаклей, рассказывающих о знаменитом пирате Штёртебекере.


В 1999 году археологическим сообществом Мекленбурга была выпущена небольшая, но шикарнейше иллюстрированная брошюрка, рассказывающая об истории реконструкции. Реконструировано было две одинаковых ладьи, одну
из которых сейчас можно увидеть в Гросс Радене. Далее фото из упомянутой выше книги.



Ещё не выкопанная находка. Ральсвик, 1993 год.


Схема выкопанных частей.



Реконструкторы приступили к работе. Сначала из картона были вырезаны и составлены уменьшенные копии выкопанных частей.


Затем сделан чертёж для реконструкции.



Материал для ладьи - дуб был доставлен в Гросс Раден.



Для помощи в реконструкции был приглашён датский специалист Ханус Йенсен, уже имевший опыт в реконструкции викингского корабля из Гедесби.


В посте о Любинке была затронута тема изговотления досок в средневековье. На фото можно отлично проследить этот трудоёмкий процесс. Реконструкция производилась вполне аутентично, по технологиям тех времён, с использованием аналогов старинных инструментов.


Первым делом нужно клином расщепить ствол надвое.









Инструменты, применённые для этого.



Затем расщепить каждую половину ствола на "дольки".



И уже затем топором обстругать до нужной толщины. На фото для сравнения: изначальная "долька" и готовая доска.









Доски - заготовки для ладьи. Всего 3 ствола. Трудно даже представить сколько труда стоило обработать таким образом 11 580 кубометров дерева для крепости.



Заготовки для стояка - штевеня.



Готовые доски вымочили в воде.



Работы по реконструкции ладьи происходили прямо у крепости Гросс Радена.



Обработка стояка.




Набор инструментов реконструкторов.




2 варианта стояков ( было реконструированно две ладьи )








Чтобы придать доскам изогнутую форму их нагревали над углями, смачивая водой.


Потом обтесали рубанком.



Для лучшей водонепроницаемости между досок была законопачена вымоченная в смоле смесь овечьей и собачьей шерсти с человеческими волосами.


После чего смолой покрыли и сами доски.



Изготовление деревянных дюбелей.





Ладья в процессе реконструкции.






1.Праздничное спущение ладьи на воду в Гросс Радене. Корабль нарекли "BIALY KON " ( Бялы конь ), думаю, понятно, в честь чего))
2.Якорь.
3. Передача камня-балласта реконструкторами викингской ладьи из Роскильде.



На одной из реконструкций было совершено путешествие, по широко распространённому среди средневековому маршруту из Ральсвика на Рюгене в Волин, с остановками в былых центрах торговли.





На Волин-Винету!



Другая ладья и сейчас находится в Гросс Радене.

Больше всего восхищает та ответственность и качественность, с которой немецкие реконструкторы выполнили работу.

Восхищает фанатическая увлеченность и следование древней технологии!
Чесслово, преклонила бы колено перед мастерами!

Очень интересно! А есть ли какая еще литература по этой теме (кроме брошюрки)?

Есть наверно, но я пока не встречал.

Молодцы какие, чесслово!

Благодарю! Давно уже мечтаю о такой ладье. Сделал перепост.

молодцы парни,так сказать)

Интересные пост, впрочем как и остальные. Спасибо

просто офигеть!! спасибо за рассказ!

Спасибо. Очень информативно.

Красота! спасибо за материал, пойдет в копилочку.

мало чем отличается от чайки, как по мне.

ну так одна традиция...

Спасибо! Очень интересный пост. Перепощу.

а зачем, интересно, человеческий волос?

Об этом история умалчивает. Может где-то в истории кораблестроения зафиксировано такое, а может и сами придумали.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Содержательно, информативно...
Вот кто реально чтит память предков, память славян балтийских делом чтят потомки племен германских (и чуть тех же варягов)... Но зато среднестатистический великоросс, понятия никакого не имеет о балто-славянах и их великой истории(

Какбе великороссу есть, с чем сравнивать, и он имеет полное право такой "великой историей" пренебречь.

а вот деревянные штифты - это отсталость технологии, или у них какие-то преимущества перед гвоздями?

Re: Любопытно

Одно и тоже, на самом деле. Традиция видимо такая была, из дерева строили вообще всё, хотя были доступны и другие материалы. На корабельные качества это никак не влияло. Просто сейчас это единственная возможность установить кто был сторителем, так как выглядели и славянские и скандинавские ладьи одинаково.

(Deleted comment)
?

Log in

No account? Create an account