Previous Entry Share Next Entry
Гросс Штрёмкендорф. Поселение.
nap1000


Главным претендентом на роль исторического Рерика на данный момент является раскопанное возле деревни Гросс Шрёмкендорф торгово-ремесленное поселение. Внимание археологов это, на первый взгляд малоинтересное место, привлекло лишь после того, как в 70-80-х годах прошлого века местными жителями и краеведами в районе деревни стало находиться подозрительно много древних артефактов. Не только славянская керамика, но и арабские монеты, бусины, осколки древних стеклянных сосудов. Что-то тут должно было быть...В конце 1980-х было принято решение провести пробные раскопки, которые, надо сказать, себя более чем оправдали. Затянувшееся на много лет археологическое исследование выявило в Гросс Штрёмкендорфе значительное торгово-ремесленное поселение, раскинувшееся более чем на 23 га. Даже если не принимать в расчёт территории, занимаемые принадлежащими к поселению кладбищами, поселение в Гросс Штрёмкендорфе в 2 раза превышало по площади датские города Хайтабу и Рибе того же периода.





Мало того, что многое из найденного здесь позволило существенно дополнить знания по ранней истории и культуре балтийских славян, самую большую неожиданность преподнесли дендродаты, составленные по брёвнам колодцев и жилых домов – поселение существовало в период с начала VIII века, последний раз перестраивалось в 811 году, но вскоре было оставлено жителями, что отлично подходит под описание Рерика. Многое в поселении было необычно и упорно не хотело вписываться в представления археологов о славянской культуре того периода. О находках, ремёслах и похоронном обряде живших в поселении подробнее будет в дальнейших постах, а пока - немного информации о странной архитектуре поселения, только об одной которой в 2011 году вышла большая, подробная монография Астрид Туммушайт, иллюстрации и схемы из которой использованы в посте. В конце монографии имеется краткое резюме на русском, которое и привожу ниже.



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Раскопки землянки в Гр. Штрёмкендорфе.

Странную, не характерную для собственно славянской культуры архитектуру археологи трактуют как некий культурный симбиоз славян и германцев, проживавших совместно в поселении.

Несколько схем странных гросс-штрёмкендорфских землянок:










обложенный камнями очаг одной из землянок, накрытый сверху каменной "крышкой".


В то время, как некоторые детали архитектуры (прямоугольная форма части домов, а также столбовая конструкция) были более характерны для германцев, само устройство домов, в частности, расположение в них очага в северо-западной части, было характерно славянским. Точнее даже уже - характерным для ободритов и, странным образом, также и тюрингских славян.


Расположение очага в процентах по отношению к общему числу домов в Гросс Штрёмкендорфе и южно-ютладнских и шлезвигских поселениях того же времени: Козель, Шуби, Ноймюнстер, Хаитабу.




Положение очага в землянках 8-11 веков




Выборка поселений с землянками на юго-западе Балтики. Интересно, что автор исследования в нескольких местах отдельно подчёркивает редкость землянок в поселениях северо-западных славян. Однако, кажется, у этого есть вполне простое объяснение.



Находки поселений с землянками в северо-восточной Германии.

С одной стороны - действительно, бросается в глаза, что это был не самый популярный тип домостроительства, но, с другой, так же очевидно, что этот тип был характерен именно для приморских поселений -  деревня рядом со Старигардом в Вагрии, Любек, Висмар и окрестности, Росток и окрестности, Альт-Гаарц, Менцлин - да ведь это по сути карта южнобалтийского морского торгового пути! И тут, кажется, очень кстати придётся замечание, оставленное Гельмольдом, о том, что славяне, часто подрегающиеся нападениям датчан с моря, стоят какие-то особенные, очень примитивные дома:

пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях. Но они не затрудняют себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев, побуждаемые к этому только необходимостью защитить себя от бурь и дождей. И когда бы ни раздался клич военной тревоги, они прячут в ямы все свое, уже раньше очищенное от мякины, зерно и золото, и серебро, и всякие драгоценности. Женщин же и детей укрывают в крепостях или по крайней мере в лесах, так что неприятелю ничего не остается на разграбление, — одни только шалаши, потерю которых они самым легким для себя полагают.

Понятно, что пренебрегать выгодами земледелия и полагаться на морское пиратство можно было только в прибрежных поселениях. И тут похоже как раз тот не самый частый случай, когда письменный источник отлично подходит к найденному археологами. Архитектура прибрежных поселений ободритов была более примитивной, земляночной. Не плохо это сообщение поясняет и большое число самых разных ям, рвов и колодец, найденных в Гросс Штрёмкендорфе.




Колодцы из Гросс Штрёмкендорфа.

Удивительно большое число колодцев также наводит на мысль, не могла ли часть из них быть попросту такими "ямами для хранения вещей".



Техника скрепления досок на одном из колодцев.

Менее всего обоснованным кажется предположение исследователей о некой культовой постройке, предполагаемой в одной из частей поселения. На самом деле, кроме странного расположения строений, там не было найдено совсем ничего, что бы указывало на культовое использование.



Положение предполагаемой культовой постройки.

Однако, самыми важными в вопросе о историческом Рерике являются сами датировки брёвен этих странных домов и колодцев. Большое и важное приморское торгово-ремесленное поселение в землях племени ободритов в узком смысле, одно из самых значительных на Балтике того периода, существовавшее с начала 8 века и до 811 года - более подходящее на роль Рерика место сложно себе представить.


Выборка дендродат брёвен колодцев в Гросс Штрёмкендорфе.


  • 1
Первый!

Материал, кажется прелюбопытный - такое надо внимательно и вдумчиво прочитать!

Edited at 2013-12-29 07:46 pm (UTC)

потом будет продолжение - ещё один или два поста, думаю)

То есть можно сказать, что рерикский вопрос решён? Или не все учёные так считают?

Вопрос не может быть точно решён в принципе. У ободритов могло быть и несколько торговых поселений в это время. Но все, или по крайней мере большинство немецких археологов так считает. Датировки, впрочем, не единственный аргумент. Само поселение тоже очень интересное и явно не рядовое.

Благодарю! Очень интересно. Сделал перепост.

>пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях. Но они не затрудняют себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев, побуждаемые к этому только необходимостью защитить себя от бурь и дождей. И когда бы ни раздался клич военной тревоги, они прячут в ямы все свое, уже раньше очищенное от мякины, зерно и золото, и серебро, и всякие драгоценности. Женщин же и детей укрывают в крепостях или по крайней мере в лесах, так что неприятелю ничего не остается на разграбление, — одни только шалаши, потерю которых они самым легким для себя полагают.<
.
В скупых строчках данного свидетельства (теперь подтвержденного археологическими данными) много больше об этническом характере наших предков, нежели в многословных психоаналитических трактатах. ;))

Это описание одного из племен, жившего на морском побережье...

== они не затрудняют себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев

Описанные в монографии Туммушайт землянки (которые она, впрочем, связывает по большей части не со славянами), конечно, никакие не сплетённые из прутьев хижины, и не шалаши, а куда более основательные постройки.

Вероятно у славян во времена Гельмольда были поселения описанного им типа, но уж точно это не Старигард, Любек, Волин или Щецин (и не Аркона, понятно, но там очевидные нюансы). Отмеченные же на картах эмпории в Северном Полабье угасли, пожалуй, уже ко временам Видукинда, самое позднее, Титмара.

==как некий культурный симбиоз славян и германцев

Судя по тому, что Вы процитировали, Туммушайт пишет о скандинавах и более конкретно о "датчанах" (и подтверждает это картами). Помимо этого, предлагаются саксонские аналогии. И то, и другое, в Рерике ожидаемо, столь же разнообразен был и состав населения Хедебю, которое явилось преемником Рерика. А отмеченные Вами ранее подкурганные кремации в ладье возможно указывают и на гостей из Уппланда, что тоже имеет известные параллели в Хедебю ...

"Описанные в монографии Туммушайт землянки (которые она, впрочем, связывает по большей части не со славянами), конечно, никакие не сплетённые из прутьев хижины, и не шалаши, а куда более основательные постройки."

- а как Вы себе представляете вот такую вот землянку со столбовой конструкцией?:) То есть по углам или по обоим сторонам два столба, а между ними что? Наоборот, там должна была быть плетёная конструкция, смазанная глиной. К примеру землянка в реконструированной деревни лужицких сербов, если не ошибаюсь, по примеру из Дессау-Моззигкау, где как раз тоже было северо-западное расположение очага (помечен на карте)

IMG_0842

или схожие дома со столбовой конструкцией в Волине

IMG_7116

это, конечно, уже реконструкции, но они сделаны по археологическим находкам достаточно детально (просто других изображений под рукой нет). Вообще сами по себе плетёные дома, смазанные глиной у славян вполне были распространены.



Гросс Раден

Тут вопрос несколько иной. Полных аналогов таким домам не нашли. Критерия 4: тип (землянка), положение очага, форма (квадрат или прямоугольник) и размер. Сами по себе землянки славяне, разумеется знали. Но конкретно в этом регионе они были не особенно распространены, только по побережью, как это показано на карте. Следовательно, для этого должны были быть какие-то причины. Известно даже сейчас например, что землянки - более простой и менее трудоёмкий тип домостроительства. Нужно меньше материала, меньше времени, а тепло сохраняют вполне терпимо. Хороший вариант для тех же купцов, которые, к примеру проводят там только какую-то часть года. Или для тех мест, которые в любой момент могут разрушить (укреплений в эмпориях обычно не было, значит их не защищали, а население уходило в ближайшую крепость или лес).

Так вот, полных аналогов не нашли, некоторые характеристики, как например столбовая конструкция и прямоугольная, а не квадратная форма (хотя тут не так однозначно) были характерны для германских регионов. Для всех, начиная от саксонцев, до датчан и шведов. Столбовую конструкцию применяли в Мекленбурге и до 6 века, вплоть дом 6-го в некоторых местах, как в Вагрии (как раз в показанном на карте месте Мёленкамп предполагается, что 6 веке одновременно могли встретиться 2 культуры). Но саксонцы подходят меньше, потому что дома у них были больше по размеру. Тут дома очень маленькие, ещё такие же маленькие известны из Ютландии и Сконе/Шоне. Таким образом она и приходит на наиболее вероятное влияние. Хотя последний критерий как раз кажется самым незначительным - это не архитектура и не устройство дома, мало ли какие причины были для малых размеров (разница то в кв. метре, не более). Она называет это "славянско-скандинавской кооперацией", хотя на самом деле просто не очень понятно, что это такое. Это дома в славянском поселении, с чертами характерного для славян устройства, но в тоже время имеющие и германские черты. Как бы смешанные. Это не могут быть дома конкретно "скандинавских гостей", приплывших из Скандинавии, так как там не было других и тогда всё поселение было бы скандинавским. Это именно дома "славянско-германского симбиоза", причём не совсем не факт, что собственно скандинавы там вообще поучаствовали в этом "симбиозе домов". Судя по импорту, экономика посления была связана в первую очередь с Фризией и Рейном, а уже во вторую очередь со Сакндинавией и Востоком.

Тоже подумал, что землянки были оптимальным вариантом для торгового поселения - времянки, чтобы было где переночевать.

В колодцах до сих пор вода - знали, где копать.


Как то их подозрительно много, этих колодцев, чуть ли не по одному на дом. Землянки - да, их ещё недавно как временное жильё и использовали. Ну или по бедности.

Очень интересный материал.
Размеры жилых строений, конечно, весьма скромные - 5-9 кв.м. это действительно скорее временные жилища. Судя по отчету, исследованная сотня землянок была обнаружена лишь на узкой полосе, попавшей в траншею:
(фото увеличиваются)
Piccy.info - Free Image Hosting

Провести раскопки в затопленной ныне части торгового поселения, как я понимаю, сейчас не представляется возможным. А эта значительная часть поселения могла бы ответить еще на ряд вопросов - особенно та часть, которая примыкала к гавани. В общем-то, сохранность материала в затопленной части гораздо лучше, нежели в той, которую уже удалось раскопать, так что есть надежда, что в будущем археологи займутся и подводными исследованиями. Глубина там, похоже, не большая.

Кстати, Ув. nap1000, вам не довелось побывать на этом поселении? Интересно было бы взглянуть на фотографии местности. Судя по карте со спутника, в этой зоне расположено множество курганов. Территория могильника сейчас полностью распахана - остается только надеяться, что раскопки проводились там перед распашкой или распашка не сильно повредила культурный слой, который находится глубже.
Интересен еще и тот факт, что дома поселения расположены в шахматном порядке, что не совсем свойственно славянским городищам, в большинстве своем образующим в плане круг. Да и столбы-подпорки, также указывают на сильное влияние северных соседей.
А вот настоящее святилище надо бы поискать - возможно оно располагалось на каком-либо природном холме в затопленной части поселения. Может быть у вас есть в наличии карты ландшафта этой местности?
На приведенной вами карте с обозначением предполагаемого святилища (Kultbau) видна часть рва - как я понимаю, это фрагмент рва с примыкающим к нему оборонительным валом? Есть ли более подробная карта самого поселения с обозначением всех раскопанных землянок и рва? Возможно, на основании такой карты можно было бы попробовать восстановить облик всего поселения или по-крайне мере выявить логику в застройке, что может в свою очередь подтолкнуть к мысли, где располагалось святилище?

При наложении приведенной вами карты на спутниковую съемку видно, что раскопки в части поселения не распространились на восточную часть, там где сейчас желтое поле (скорее всего не было разрешения от владельца земли). Также со спутника хорошо видна темная полоса более глубокой гавани.

Piccy.info - Free Image Hosting
Благодарю за ответы.

Edited at 2013-12-30 01:37 pm (UTC)

Интересно, суда были такими маленькими? Гавань и проход в нее не выглядят большими.

Нельзя ли получить несколько пояснений по иллюстрациям?

1. Как объяснить некоторое противоречие между рисунками 51 и 57? На первом из них практически все поселения имеют полный набор различных положений очага, в разных, понятно, соотношениях. Но на втором рисунке у всех этих поселений поакзано только преобладающее (?) положение, тогда как в иных случаях, например, 13, 16, 18 действительно показаны землянки с разным расположением очага. Я имею в виду, что у Хедебю, скажем, на 51 показано 18% NW, а на 57 показаны только господствующие NE.

2. Что такое Fpl.1 в Гросс Штрёмкендорфе, показанное на рис. 57 отдельно, под номером 31? Это уже не "Рерик"?

3. Почему на рис. 29 для Гросс Штрёмкендорфа показано именно это Fpl.1, а где землянки с основного поселения? Автор не считает их славянскими? Если так, то почему?

Заранее благодарен.

1. В южном поселении Хаитабу преобладающим было северо-восточное положение (чуть меньше 60% по рис. 51), потому на рис.57, где показано преобладашее положение очага, он и отмечен как север-восток. Кажется, противоречия нет, просто это не абсолютные значения, а условные. Величина кружка видимо показывает не число землянок с таким очагом, а общее число землянок в находке.

2.-3. Fpl.1 (Fundplatz 1) - это самая первая находка, ещё в 1955 году Э. Шульд раскопал там 3 землянки, из которых полностью была изучена только одна. В ней не было обнаружено (или задокументировано) фундаментов под столбовую конструкцию, потому её в рис. 29 одна ставит в ряд именно славянских землянок, без скандинавских черт (сами по себе они у славян были, речь именно о конкретном типе - землянка+столбы+пропорции+положения очага). Потому, надо думать, его и выделяют отдельно. Хотя возможно, она была и такой же как и все прочие. На это место обратили внимание и начали детально изучать только спустя полвека, а в 1955 году и подавно меньше внимания уделяли таким мелким деталям какой-то совершенно незначительной находки, как она тогда казалась. Находка была сделана в 1,5 км от Fpl.3, торгового поселения. Не понятно, принадлежали ли эти дома к поселению и существовали ли одновременно с ними, дендродат с них не брали, потому их просто принимают во внимание.

4. На рис. 57 не показаны Дирков и Менцлин, на рис. 29 и 31 они присутствуют. Там землянки без очага или с неопределённым положением такового?

В Менцлине не было достоверно обнаружено очагов, со столбовой конструкцией тоже не ясно, четко её не зафиксировали, но по описаниям, теоретически в некоторых случаях она могла быть. В Ростоке-Диркове археолог Д.Варнке оставил ещё более смутное описание "почти квадратная, до прямоугольной, форма, положение очага в северной части", потому теперь не знают отнести ли их к этому типу или нет. Раньше на это обращали меньше внимания.

Да, что тут скажешь - вот она наша настоящая Русь Изначальная, откуда и пришли те самые варяги-русь!

Что касается странного для славян домостроения - хочу заметить, что возможно это связано с тем, что главные части города ведь не раскопаны - то, что было ближе всего к причалам, основные кварталы сейчас затоплены, а раскопанными оказались по сути более окраинные зоны поселения, видимо, более бедные.

Так же - как объяснение, можно предположить, что характер такой застройки связан, в основном с тем, что большинство строений этого поселения могло носить временный характер. И не предназначалось для постоянной жизни. Причиной чего может служить и указанное хронистом обстоятельство. И ещё более простая причина - если это был торговый город, большинство его населения могли быть купцами, пребывавшими в этом самом городе лишь какое-то ограниченное количество времени, а остальное время - путешествовавшими со своими торговыми миссиями по другим местам, или жившими в своих основных местах обитания. В городах с деревянными срубами, отдыхая от торговых дел. Поэтому строения в Рерике и могли быть более примитивными из-за своего временного статуса, особенно если учесть, что раскопаны в основном окраинные его области.

А вообще, что касается преобладания и у саксов, и у скандинавов землянок, менее характерных для балтийских славян, живших в срубах, интересно получается: это значит, "более передовые", нордические германцы, вели-и-икие ви-и-и-икинги, и всё такое - жили в норах, в то время, когда наши так ненавистные западникам (да и, положа руку на сердце - "славянофилам") славяне жили в основном в деревянных домах! Милое дело! Но это так - заметки на полях! ;)

Edited at 2013-12-30 08:57 pm (UTC)

Как то так. Землянки не обязательно говорят о бедности. На Рюгене вот клад в почти 3 кг серебра тоже нашли в самом обычном маленьком домике, ничем от других не отличавшемся. Причины действительно были скорее чисто практичными.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account