Previous Entry Share Next Entry
Гросс Штрёмкендорф. Керамика.
nap1000


В качестве дополнения к прошлому посту - ещё немного керамики из торгового центра, как местной, так и импортной. Монография по гроссштрёмкендорфской керамике вышла в Германии на английском языке, потому как исследование ободритских древностей в этом случае почему-то сочли нужным доверить шведскому исследователю. Она содержит краткое резюме на русском, которое и привожу ниже:



керамика из поселения и могильника:

славянская керамика типа Суков


славянская керамика типа Фельдберг


славянская керамика типа Фельдберг. Интересно, что у некоторых экземпляров какая-то нетипичная орнаментировка.


славянская керамика типа Фрезендорф. Из славянских типов в Гросс Штрёмкендорфе также найдена и менкендорфская. Славянская гончарная керамика изготовлялась в самом поселении. Интересно, что у автора исследование похоже своё видение происхождения фельдбергской керамики.


Точнее, видимо, не его личное, а версия некого Арвидссона. Кроме этого фельдбергскую керамику выводили из придунайских типов на границе римских провинций эпохи ВПН (Й. Херрманн) и из славянского типа Суков (Э. Шульдт). Теперь вот ещё и стеклянные франкские прототипы предлагают)

Импортная керамика:



скандинавская керамика


саксонская керамика


1-6. фризская керамика; 7-9 - керамика с добавлением дроблёных ракушек


находки "ракушечной" керамики на западе Балтики.



франкская (меровингская) керамика


1-2 .Татингская керамика; 3-8 Бадорфская керамика


находки татингской керамике на Балтике. Отчётливо видно, что на юге Балтики она была распространена в 8-9 вв по крайней мере ничуть не реже, если не чаще, чем в Скандинавии. Стрелка, указывающая в восточном направлении обозначает Старую Ладогу, где татингский кувшин был найден в, как считается, оставленном скандинавами плакунском кургане с лодочным захоронением.

в поселении также была найдена бадорфская керамика


распространение бадорфской керамики на западе Балтики. Штрихом - район происхождения.


Такое разнообразие видов качественной гончарной как немецкой керамики, так и славянской ( к слову, для того времени и региона - тоже вполне неплохой), может говорить не только о наличии в Гросс Штрёмкендорфе купцов со всего запада Балтики, но и о том, что керамика могла быть одним из объектов торговли в поселении. Также, по картам находок такой импортной керамики, можно заметить, что рынок в Гросс Штрёмкендорфе был очень схожим по ассортименту с рынками и потребностями западной Балтики. По всей видимости, поселение действительно было сильным ободритским конкурентом существовавших  с ним одновременно датских Рибе и Хаитабу, что можно рассматривать как ещё один аргумент за отождествление его с Рериком - у датчан в конце 8 - начале 9 века были все основания быть недовольны таким положением дел и стремиться устранить конкурента.


Как уже неоднократно замечалась, большинство керамики в поселении было славянской, я же привожу изображения в основном импортной, так как этот момент, кажется интереснее. Тоже касается и прошлого поста, в котором была приведена преимущественно выборка импортных или необычных, выделяющихся из общего ряда вещей. Большинство же находок в поселении, представленное самыми обычными производимыми там вещами, от гвоздей, иголок и гребней, до суковской и фельдбергской керамики, мало чем отличалось от других балтийскославянских поселений. Археологические раскопки в Гросс Штрёмкендорфе закончились, как, большей частью - и изучение, однако до сих пор каталог находок до сих пор не опубликован, хотя монографии по находкам из поселения и могильнику и планировалось выпустить до 2015 года.  "Довеском" - плохого качества фото ещё двух гроссштрёмкендорфских находок в музее Гросс Радена, подписанных как скандинавские.


"резная позолоченная пластина из цветного металла" - самая правая на фото


"позолоченная фибула/деталь из цветного металла" - самая левая на фото.

  • 1
А каким, интересно, образом - этот скандинавский автор, анализировавший керамику Рерика пришёл к озвученному им выводу о том, что в "основании города" принимали участие скандинавы (наряду со славянами и саксами)? Саксы понимаю, даже франки понимаю. Но скандинавы-то там причём? Скандинавские купцы (пленники, или нападавшие) конечно там бывали, но какое это имеет отношение к основанию города?

И получается, он признаёт - что скандинавская керамика 8-10 вв. славянская? Если говорит что более 90-ста процентов керамики Гросс Штрёмкендорфа славянская, а скандинавская 8-10 веков такая же как гроссштрёмкендорфская 8-го века? Правда он говорит это как-то не прямым текстом. Мол, керамика из Гросс Штрёмкендорфа 8 ого века идентична скандинавской 8-10 веков. Как бы без влияния. Ну так всё таки - влияние им ело место?

"И получается, он признаёт - что скандинавская керамика 8-10 вв. славянская? Если говорит что более 90-ста процентов керамики Гросс Штрёмкендорфа славянская, а скандинавская 8-10 веков такая же как гроссштрёмкендорфская 8-го века?"

-в Скандинавии находят славянскую гончарную керамику, которую датируют обычно 9-10 вв или позже. Он видимо, хотел сказать, что та славянская керамика, находимая в Скандинавии, о которой думали, что она может быть только 9-10 вв, вполне может на самом деле быть и более ранней, так как по составу она не отличается от гроссштрёмкендорфской. Не совсем понятно, как это связано с эпохой викингов, видимо он предлагает трактовать это так, что викинги совершали набеги на южное побережье уже в 8 веке и привозили оттуда славянскую керамику. Если посмотреть на это с другой стороны, то исходя из его выводов можно заявить и то, что это именно славяне пересекали море и привозили в Скандинавию свою керамику.

"Скандинавские купцы (пленники, или нападавшие) конечно там бывали, но какое это имеет отношение к основанию города?"

-в работе по землянкам ( резюме есть в прошлой части) действительно предполагалось, что поселение было изначально славянским с небольшой общиной скандинавов. Насколько это обосновано - другой вопрос. Он же, видимо, тут и вовсе, не особо разобравшись, судит просто по керамике. Если же настаивать на том, что керамика указывает на этническую принадлежность и никак не иначе, то получается соотношение было 9 (славяне) к 1 (скандинавы, саксы, франки и фризы вместе). Возможно, он вообще имел ввиду, что тут жили все эти народы, а не основали. Он, у себя в Лунде, скорее всего тоже судит только по немногочисленной информации на английском, которую ему прислали из Германии.

А он не считает, что раз в Бирке находят славянскую керамику, то значит там была славянская торговая фактория?

да, как-то всё это трактуется только в одном направлении. Причём, у нас ситуация намного печальнее, чем в России. Само отношение к тому, что раскапывается и изучается другое. С 3 минуты например:

http://rutv.ru/brand/show/episode/584141/channel/73/viewtype/picture

Притом, что в Ладоге тоже найдено много импорта и указаний на заморских купцов. Но сам восторг и гордость именно славянским слоем, что поселение было в первую очередь славянским, а присутствие иностранцев лишь говорит о развитости и известности места - это само по себе многого стоит. У нас как-то наоборот. Найдено поселение в славянских землях, 90% керамики - славянские, 3/4 находок - тоже, но на основании всего этого делается вывод, что найдено замечательное датско-саксонсксо-фризско-франкское поселение и даже обсуждается, что раз поселение такое раннее, то значит и эпоха викингов началась раньше. Из политкорректности, я так понимаю, добавляется и в о з м о ж н о с т ь присутствия славян в поселении, дикий же и бешенный восторг вызывает десяток-другой скандинавских вещей на многие сотни других. Про людей...хм...как бы это помягче...нетрадиционной ориентации, в Германии употребляют выражение "оказавшиеся не в том теле", которое мне очень часто вспоминается, во время чтения многих новых работ немецких археологов, оказавшихся похоже "не на той земле". Кажется, эти люди смогли бы принести намного больше пользы изучению истории, если бы копали в Скандинавии, ну или хотя бы в западной Германии, ту культуру с которой они себя сами отождествляют, которой так восторгаются и следы которой стремятся усмотреть во всём, что попадается им на пути.
В большинстве стран изучение истории представлено несколькими, зачастую противоположными точками зрения и одна сторона критикой сдерживает другую в перегибании палки в угоду своим. В современной Германии, к сожалению, на настоящий момент сложилась "однопартийная система", выводы которой критиковать некому.

Edited at 2014-01-05 11:23 am (UTC)

Наверное я дремучая, но не вижу особых отличий в формах и видах, как только разные способы украсить привычной формы горшок... Как если бы я с соседкой вышивала разными способами: я крестиком, она - пасмой.

На фото чьи горшки?)

Перевод на русский язык - обычная практика?

в некоторых современных изданиях и некоторых гдр-овских он имеется, но это скорее исключение. Обычная практика - это просто резюме, выражающее сжато общую мысль исследования, что на самом деле важная вещь, так как иначе не всегда понятно к каким выводам пришёл автор. В немецких монографиях и даже в некоторой научной периодике, особенно начиная с 2000-х часто даётся перевод этого резюме на английский, на русский - реже.

Ок, насчет керамики на фото любопытно.

Я бы предположил, что два задних сосуда - славянская фельдбергская керамика, а передние - не славянская. Правый передний горшок вроде бы фризский, а вот откуда левый не знаю. Подписи там не было, я же сам в этом вопросе не особенно разбираюсь. "На глаз", насколько я знаю, можно различить только "типичные" варианты славянской керамики, ну и славянскую от неславянской. Но бывает, что формы и орнаментировка оказываются схожими, и тогда, особенно в случае черепков, дополнительно смотрят ещё на толщину стен, состав глины и пр.

Грета Арвидссон - дама, а ссылается Ваш автор на Birka II, есть в Сети и на немецком.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account