nap1000 (nap1000) wrote,
nap1000
nap1000

Categories:

За что их не любят.



В последнее время правила "академического" этикета, согласно которым называть вещи своими именами и показывать пальцем на проблему негласно запрещается, меня лично впечатлять решительно перестали. Ну, те, для кого написание статей является прямой работой, в смысле - одной из частей заработка и карьерного роста, те пусть и ходят вокруг да около. Я же, к счастью, не от кого не завися, могу высказываться и прямо.

Уже не раз говорил и не откажусь от своего мнения: в то время, когда лозунгом современных норманистов является: "норманизма в наше время не существует", а признание варягов только скандинавами исходит из объективного фатка - якобы скандинавской материальной культуры северной Руси - я могу только повторить, что значительная часть этой "скандинавскости" материальной культуры северной Руси является "разработкой" (ну, то есть, теорией, домыслом) конкретных людей, археологов питерской (ранее - ленинградской) школы Носова и их ближайших соратников.

Хорошо ли, когда археолог "разрабатывает" какую-либо гипотезу? Нет, очень плохо я вам скажу, паршиво! Независимых людей, ясно дело нет и все во что-то верят, у всех сложившийся взгляд на историю, тут ничего не поделать. Но! Археолог - это профессия и она обязывает оставаться нейтральным. Археологи добывают и систематизируют материал, выводят закономерности. Нейтрально. На этом их роль заканчивается. По материалам археологов различные исторические гипотезы разрабатывают историки. Потому, быть археологом, конечно, более скучно, чем историком - никакой вольности фантазии, одна скучная техническая работа. Но ведь никто не заставляет туда идти?! Хочешь разрабатывать исторические теории - ну будь ты историком, а не археологом!

Вместе с тем в России небольшой круг людей этого почему-то не понимает. Археологи со спокойным видом разрабатывают исторические гипотезы. Конкретно - они ищут доказательства скандинавского влияния на севере Руси, каждый в своей узко специализированной области. В настоящее время мы имеем двух таких ведущих специалистов по керамике северной Руси и одного по погребальному обряду.

Да, просто берут и ищут следы скандинавов в найденном! Если кто-то сможет мне показать, что я ошибаюсь и статьи, которые планируется здесь в дальнейшем рассмотреть, не являются грубым нарушением нейтральной археологической этики, то я с огромнейшим удовольствием возьму свои слова назад - мне действительно очень бы хотелось, чтобы это не было правдой. Увы, вероятность этого графически можно изобразить лишь асимптотой.

Итак, предлагаю вниманию статью А. Плохова и С. Семёнова в 5 вып. сборника "Ладога и ладожская земля в эпоху средневековья" 2015 г.

https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FAcY%2Blga9gCxNlPEETmwECcBStkH3wZeAhvIL19Bn7io%3D&name=Plohov.pdf&c=56e72cd87f13

Речь идёт о находках двух черепков ладожской керамики с изображением свастики. Первые несколько страниц авторы долго и нудно рассуждают об индоевропейских корнях и значении символа - информация, мягко говоря, на научное открытие не претендующая - а вот потом начинается, как сейчас говорят, "треш". Сначала оказывается, что это единственные изображения свастики на керамике северо-западной Руси. Ну то есть, нечто редкое, потому и заслуживающее внимания. Далее я хочу просто процитировать:

"Однако [во преки предположению, что символ имеет общеславянские корни из и-е наследия - nap1000] в последние десятилетия была высказана гипотеза о скандинавском происхождении свастики на Руси (---ссылки--). По мнению Ю.М. Лесмана, этот знак как элемент скандинавской культуры появляется на её территории в 10 веке, но "получает распространение лишь на клеймах гончарных сосудов". Широкая распространённость традиции изображения свастики в германских древностях раннего железа - раннего средневековья хорошo известна. Видимо с её влиянием связано появление рассматриваемого символа на ряде раннегончарных сосудов полабских славян, являющихся ближайшими аналогами находкам с Рюрикова городища". (стр. 216)


Далее А. Плохов даже приводит изображение пяти находок с юга Балтики - из Вагрии и земель стодорян. Это далеко не все примеры. Свастика на керамике известна например из Вайсдина (редарии), Дрензе (укряне), Глинке (редарии), неоднократно найдена на Рюгене. Ни один немецкий археолог пока не додумался выводить традицию от германцев. Ну да ладно. Тут дело в другом.

По не очень хорошо сформулированной фразе на её территории в 10 веке, но "получает распространение лишь на клеймах гончарных сосудов"  не совсем ясно, идёт ли речь о Скандинавии или Руси. Далее следуют рассуждения о том, что появление свастики имеет "варяжский след" и в ней "отчётливо выражена скандинавская вуаль". В переводе на простой русский - свастику словене новгородские заимствовали из средней Швеции и оттуда она распространилась на всю Русь. Ново? Да, ещё как!

Тут читатель может задаться вопросом, а в чём же собственно причина неожиданного оскандинавслевания свастики? А всё просто. Один из осколков найден в постройке, по дендрохронологии датируемой 864-889 гг. А это призвание варягов. И тут уже не до шуток - пахнет жареным! Дендрохронология ведь - штука точная, как признаётся.

Итак, кто не уследил или поленился прочитать статью я ссумирую:

1. В Ладоге керамика со свастикой появляется в 864-889 гг.

2. На Рюриковом городище в 10 веке.

3. В 10 веке распространяется на Руси (или в Скандинавии - тут ещё предстоит уточнить) в качестве надонного знака-клейма на гончарной керамике.

4. Ближайшие аналоги таким знакам - на керамике балтийских славян, где она известна уже на протяжении 9 века. Наиболее часто её изобращение с 10 века (Ольденбург, Рюген, Редарии) НА ДНИЩАХ В КАЧЕСТВЕ КЛЕЙМА.

5. В 10 веке новгородские словене заимствуют у балтийских славян технологию изготовления ГОНЧАРНОЙ КЕРАМИКИ.

6. См. пункт 4). Думай.

***
Вывод?

7. Нет, не правильно, балтийские славяне здесь ни при чём. Варяги были шведами, а балтийских славян в 9 веке здесь ещё не было!

8. Думай дальше!

9. Вот теперь правильно! Этот знак на Русь принесли варяги-шведы!


Аплодисменты, господа - авторы их заслужили!

С гордостью можно отметить, что одним из наиболее значительных археологических открытий 2015 года стало доказательство того, что свастика не только являлась христианским символом, но и была принесена на Русь крещёнными варягами из Швеции. Доказательная база нерушима и представляет из себя многочисленные прямые аналогии из ещё не крещёных земель южнобалтийских славян-язычников.

Также и кратко упомянутая авторами "христианская керамика" татингского типа из Фризии оставляет приятное ощущение того, что и настоящий 2016 год принесёт множество великолепных археологических открытий любителям истории. С нетерпением ждём новых побед над загадками периода становления Руси!

Subscribe

  • Плёнский музей и река Свентана.

    Малое Плёнское озеро. Оказалось, в Плёне, на удивление для такого крошечного городка, есть и свой исторический музей с довольно интересной…

  • Через земли ободритов по течению священной реки. Часть 1. Гадебуш.

    город Гадебуш на изображении 17-го века. Гадебуш - небольшой старинный городок на северо-западе Мекленбурга. История города насчитывает не…

  • Гёрлиц

    Узнав, что в Гёрлице есть большой исторический музей, после посещения горы Чернобога решил отправиться туда - всеравно по пути. Да и в городе,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • Плёнский музей и река Свентана.

    Малое Плёнское озеро. Оказалось, в Плёне, на удивление для такого крошечного городка, есть и свой исторический музей с довольно интересной…

  • Через земли ободритов по течению священной реки. Часть 1. Гадебуш.

    город Гадебуш на изображении 17-го века. Гадебуш - небольшой старинный городок на северо-западе Мекленбурга. История города насчитывает не…

  • Гёрлиц

    Узнав, что в Гёрлице есть большой исторический музей, после посещения горы Чернобога решил отправиться туда - всеравно по пути. Да и в городе,…