nap1000 (nap1000) wrote,
nap1000
nap1000

Categories:

Каменные языческие изображения восточной Германии.

Во многих старинных церквях восточной Германии можно увидеть вмурованные в стены славянские камни языческих времён. Разумеется, попали они туда не случайно. Цель священников в общих чертах ясна – показать победу новой религии над старыми Богами, а заодно и заманить язычников в христианские храмы. Мол вот, ваши святыни тоже там, ваши Боги покорились нашему, заходите, не бойтесь их гнева. Однако, намного интереснее, какую роль играли эти камни с изображениями у славян до христианства. Были ли они гробовыми плитами, идолами или алтарями? Интересно, что камни все разного размера и формы. Какую то традициюили стандарт изображения выделить трудно. 
Рассмотрим для начала самые известные славянские камни восточной Германии.


1.Камень, вмурованный в церковь города Альтенкирхен, недалеко от Арконы на острове Рюген. Обычно интерпретируется как изображение жреца Святовита.




2.Камень в стене города Берген на Рюгене. Связывается обычно либо со Святовитом, либо с рюгенским князем Яромаром.

3.Камень в стене церкви города Вольгаст. Обычно интерпретируют как изображение Яровита, храм которого средневековые хроники описывали в этом городе.



4.Ещё один камень с неразборчивым изображением, с в наружной стене той же церкви.







ввот как реконструируют его изображение


5.Камень в поле, неподалёку от города Штольпе, поморье. Обычно датируют 12 веком и связывают с поморским князем Вартиславом.

На обратной стороне вроде бы должна быть изображена человеческая фигура, но на фото сложно что либо разобрать.


6. Ещё один камень найденный в городе Штольпе, датируется второй половиной 12 в., пока историками никак не интерпретируется.




7. Идол из музея города Хемнитц (Каменица). К сожалению ничего не известно.



8. Камень найденный в торфянном болоте возле город Kühnheide, в лужицких землях. Ранее содержал какую то неидентифицированную надпись.





9. Камень из местечка Пегау, так же у лужичан. Некоторыми исследователями считается славянским. Один из самых интересных камней. На фото сложно детально что-либо рассмотреть. По описанию, на боковой стороне изображён стрелок со щитом, а на противоположной ему ( невидимой на фото ) дракон. На лицевой стороне два сражающихся друг с другом всадника.



10. Каменное изображение в церкви города Elsterlebnis, совсем недалеко от Пегау. Сочетание христианского и языческого сюжетов.



11. Камень, вмурованный в стену церкви в городе Гатерслебен. Очевидно сохранился лишь его фрагмент.



имеет прямые параллели в средневековых боснийских надгробиях.Для сравнения, босниские камни:


12. Идол в стене церкви в городке Цадель. Вопрос о том идол ли это или декорация в настоящее время остаётся дискуссионным.







похожее изображение выставлено в музее Штральзунда.



13. Ещё один подобный идол вмурован в стену церкви в городе Bündheim, в горах Харц. Вопреки распространнённому в литературе мнению, там тоже жили славяне. Идол соотносят с Богом Кродо.



14. Странный камень вмурованный в стену церкви в городе Аlleringersleben.



15. Камень, интерпретируемый, как "сцена языческого жертвоприношения", вмурованный в стену церкви города Oberröblingen.



16. Каменное лицо вмурованное в стену церкви в городе Gahlen (Голынь).



17. Камень в стене церкви города Belgern (Бела гора).



Это только примеры из тех мест в Германии, где заведомо жили славяне. Получается, чуть ли не в каждую христианскую церковь была встроена языческая святыня. В других, скорее всего, не сохранилось потому, что церкви перестраивались. Или я просто ещё не нашёл. Но масштаб распростанения каменных языческих изображений в землях балтийских славян можно себе представить уже на этом примере. Но вот что интересно, какую роль играли такие камни до христианства? Они ведь должны были где-то быть выставлены. Многие из них совсем небольшие, неужели под них сооружали специальный пьедестал? Всё-таки на тех исскусно вырезанных идолов, что описывают хроники они совсем не похожи, чтобы им было такое почитание. И вот пришла мысль, а не могли ли они быть резными частями стен каменных языческих храмов? Мы привыкли предствалять себе славянские храмы деревянными, но на самом деле это совсем не так уж однозначно. По крайней мере частично они могли быть и каменными.Вообщем, информация к обсуждению...
Tags: идолы, камнные языческие изображения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments