?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Камерные захоронения у балтийских славян.
nap1000


«Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении»
                                                                                                                                                                            Ибн Русте о русах.




Ещё одна статья навеяная публикациями ortnit.

К и без того сложным и крайне разнообразным погребальным обрядам балтийских славян можно добавить и ещё один - камерные захоронения. Достоверно их известно как минимум 3 ( хотя немецкие исследователи приводят и ещё одно, несколько спорное ), удостаивались такого обряда погребения, по всей видимости, только знатные люди. Кроме того, такой ритуал полностью совпадает с описанием ибн Русте.

Наиболее впечатляющим является камерное захоронение с острова Узедом, реконструкцию которого можно увидеть на верхней иллюстрации. Покойник был похоронен в просторной деревянной камере, вложенные в могилу вещи говорят о высоком статусе покойника.

.
общий вид погребения.


Вложенные в могилу вещи: гвозди (видимо бывшие частью камеры), меч (рукоятка была покрыта кожей), чаша из цветного метала, ведро, посеребрянные железные шпоры, нож, точильные камни,  осколки керамики, 2 половинки монеты, железный наконечник от посоха, пинцет из цветного металла ( остатки кожи возможно говорят о том, что точилные камни и пинцет изначально находились в кожанном чехле). От самого скелета сохранился только один зуб.

Ещё раз общая реконструкция:


Схожее захоронение из местечка Цедыня на Одре (принадлежит Польше). Камера была сделана по технике сруба, покойник находился в ней в неком подобии гроба. Оснащение могилы заметно скромнее - один только меч. Но ведь и сам по себе меч был в то время признаком высокого статуса!



Третий пример камерных захоронений был найден в местечке Узадель, на берегу озера Липс, в землях редариев и доленцев.


В могилу был вложен хорошо сохранившийся меч, складной нож, кожанный чехол и огниво.

Схожим с камерными было и другое, уже упоминавшееся, захоронение с того же истрова Узадель, где вместе были захоронены два покойника - один с трепанацией, другой с мечом.


Кроме меча, в могиле были так же шпоры, остатки плётки, рукоятка ножа, керамический сосуд, и гвозди от щита.
Каменный фундамент, которым было обнесено это необычное захоронение позволяет предположить, что над захоронениями также возвышалась деревянная конструкция, возможно, нечто вроде склепа. Последнее захоронение интересно ещё и тем, что если принять версию о том, что Ретра находилась на озере Липс, то это захоронение может быть - ни много ни мало - захоронением жреца и князя Ретры. Хотя, разумеется, доказательств у такой гипотезы нет.

В любом случае, камерные захоронения интересны уже тем, что подтверждают существование у балтийских славян обычая, описанного ибн Русте. На Рюгене достоверных свидетельств о камерных захоронениях пока нет ( кроме одного сообщения о такой находке в середине 19 века на поле захоронений в Ральсвике могилы в деревянной камере, с трупоположением, точильным камнем и конём. Однако какие либо подробности о далнейшей судьбе находки и документации неизвестны). Но надо помнить, что на Рюгене известно всего одно крупное поле захоронений, остальные или не уцелели или ещё не найдены. В любом случае, при сходности культуры руян и других балтийских славян в общем и похоронного обряда в частности, можно предположить что и на Рюгене подобные обычаи должны были быть.

Интересно, что несмотря на схожесть славянских камерных захоронений со скандинавскими, немецкие археологи пришли к выводу о самобытности этого ритуала у славян. Дело в том, что у балтийских славян камерные захоронения известны только с 11-12вв, а у скандинавов они перестают практиковаться уже с 10 века. То есть археологических оснований предполагать заимствование нет. Да и в землях редариев в южном Мекленбурге крайне сложно предположить скандинавское влияние. Зато, немецкие историки по традиции увязывают трупоположения, включая и камерные захоронения, с немецким христианским влиянием. Мысль, конечно, потрясающая! Даже закрыв глаза на то, что брать с собой в другой мир меч, коня и еду - мало увязывается с христианским миропониманием, так ведь ещё опять славяне каким то образом умудрились перенять у немцем вообще неизвестный им обычай.


  • 1
Добрый день.
Заинтересовали иллюстрации к данной статье. Не могли бы Вы указать, откуда они взяты (выходные данные статьи).
Заранее спасибо!

Да, пожалуйста.

F. Biermann : Bootsgrab - Brandgrab - Kammergrab. Die Slawischen Gräberfelder von Usedom im Kontext der früh- und hochmittelalterlichen Bestattungssitten in Mecklenburg und Pommern, 2009

V. Schmidt : Lieps. Die slawischen Gräberfelder und Kultbauten am Südende des Tollensees, 1992

Спасибо! А в обмен на какую литературу Вы готовы предоставить мне сканы этих статей? (или статьи, т.к. по сути меня интересует только те работы, где имеются данные о шпорах, стременах и прочем вооружении всадника и верхового коня).

Могу отсканировать и прислать на днях. Только не совсем понял что именно вас интересует, текст ( это довольно толстые книги формата А4 ) и изображения конкретно двух погребений со шпорами, приведённые в моём посте или у балтийских славян вообще? Книги - это исследования двух некрополей, там весь упор делается на виды погребений,а не конкретные находки. Вложенные вещи обычно просто перечисляются, без подробного описания и даются схемы погребений где, что и как лежало. Отсканировать всю статью о каммерных погребениях и схемы могил?

Отлично! Был бы Вам очень признателен за эти книги. В обмен готов предложить книги про литовские могильники 5-15 вв. Некоторые из них я выкладывал тут, но для удобства могу залить на файлообменник. Из последнего интересными являются книга про могильник Марвяле (на немецком) и Паальксняй. Могу их отсканить.
http://gedygold.io.ua/album

Да литовские погребения действительно очень и очень интересны!
Только не совсем понял, вас интересуют книги целиком или выбрать оттуда статьи, где упоминаются шпоры и другое оснащение всадника(так как этого в описаниях могильников очень мало может всего страниц 5 из 500)?

А можите ради примера привести пару страничек из книги? Хотелось бы прикинуть, что там за материалы.

могу, правда, не раньше чем завтра, отсканировать и прислать для начала то где речь идёт о погребениях всадников, оглавление и примеры других страниц, а там сами решите и скажите нужно вам остальное или нет.

Спасибо! Мне не к спеху.

  • 1