nap1000 (nap1000) wrote,
nap1000
nap1000

Categories:

Древнегерманская гора или верховный Бог славян: к вопросу о древнейшем населении восточной Германии.



Мне что-то всё никак не даёт покоя вопрос о этнической принадлежности населения восточной Германии в начале н.э. До чего же однако всё запутано! Дело в том что топонимика восточной Германии, и в особенности названия рек, указывают на некое дославянское и догерманское индоевропейское население этих мест. Но вот что это был за народ и язык так толком никто и не знает.
Пока даже не на уровне предположения - просто несколько наблюдений. Перечитывал недавно книгу И. Иванова и заметил то чего раньше не замечал. Но обо всём по порядку.
В одной из книг Й. Херрмана есть любопытная карта германских поселений и захоронений накануне славянского пришествия в 6 веке. Поселения отмечены черными кружками, вертикальные чёрточки показывают урновые захоронения, горизонтальные - трупоположения, остальные знаки связаны с анализом пыльцы и непрерывностью земледеятельности. Как можно увидеть, поселений на самом деле совсем немного, особенно на севере. Моё внимание особо привлекло одно поселение в южном Мекленбурге.

Интересно, что единственное "дославянское" поселение Мекленбурга находилось всего в паре км от одного из центров племени варнавов - поселениях в Пархиме и на озере Лёддиг. Название же самого Пархима мекленбургские предания 15-16 вв. связывают с неким древним идолом Бога Паркуна на этом месте. Более поздние источники говорят об идентичности пархимского Паркуна и прусского Перкуна. Но вот откуда было взяться такой форме ( с суффиксом "К"), когда у балтийских славян в разных местах фиксируется нормальная славянская форма имени - "Перун"? Не связано ли это как раз с тем другим, "дославянским" народом, жившим как раз возле Пархима?
Странно, что на это редко обращалось внимание, но топонимы происходящие от слова "перкун" встречаются в восточной Германии и в других местах. У уже упомянутого Херрмана опубликована и другая замечательная карта, представляющая собой немецкие названия местностей и племён восточной Германии, во время проживания тут славян.

Стоти обратить внимание на 2 интересных названия : Erzynia - как раз там где находилось дославянское поселение в Мекленбурге и древнее название Рудных гор - Ferguna, встречающееся во франкских хрониках. Последнее немецкие исследователи склонны трактовать как доказательство германоязычности дославянского населения этих мест. Дело в том, что в готском языке известно слово fairguni - означающее гора. На первый взгляд звучит очень логично и уместно в рамках "германской" версии. Но на самом деле всё несколько сложнее.
Для начала нужно отметить что германское слово "феруна" считается происходящим от того же индоевропейского корня, что и "перкун" - дуб у балтов и связанным со славянским словом "перун" - гром. Видимо, всё это отголости древней индоевропейской мифологии.
Однако, насколько слово "фергуна" действительно является германским? Оно зафиксировано только у готов, в других же германских языках "гора"-это "берг" - заметьте, слово явно происходящее от того же корня "перк", но без харакерного для славян суффикса "ун". У готов же засиксированы и звучащие совершенно по славянски имена "Валамир", "Видимир", "Теодомир", что позволяет делать предположения о некотором славянском влиянии на них. Слово же "фергуна" упоминается у франков в 805 году, во времена когда территории эти были уже 200-300 лет населены славянами. Могла ли сохраниться память о своём германском названии этих гор на протяжении столь долгого времени? После завоевания немцами этих земель эти горы упоминаются у Титмара Мерзебургского под 1004 годом как "Miriquidui" - что по латински значит "чёрный лес". И тут возникает вопрос, почему германцы так хорошо помнили своё германское название Рудных гор на протяжении 2 столетий, когда на этих территориях их не было, и сразу нарушают эту чуть не тысячелетнюю традицию, когда занимают эти земли? Стоит отметить, что названия местности "чёрный лес" - "Schwarzwald" очень распространено в немецких землях, это характерное для немцев наименование местности. Очень похоже на то, что заняв эти территории немцы попросту переименовали горы в своё более понятное немецкое название, так как видимо слово "фергуна" им было не понятно. Не является ли это слово отголоском языка как раз того древнейшего индоевропейского населени?
Иордан Иванов в "культе Перна у южных славян" сообщает крайне интересную информацию по этому поводу. Согласно ему, Рудные горы были известны Аристотелю как "Arcunia orh", Апполонию Родосскому как "Scopeloz Epcunioz" а Цезарю как "Sylva Hercunia". Далее Иванов сообщает: "Таким образом выходит, что кельты называли её Аркунией, Еркунией, что соответствует слову Паркуния или Перкуния, так как одна из особенностей кельтского языка это выбрасывание заглавного индоевропейского "П". Вот тут  уже обращалось внимание на связь Перкунии и Арконы на Рюгене. Возможно, с этим дервнейшим названием Рудных гор связано и название города Пирна ( первое упоминание 1233 - как Перна ), расположенного как раз у подножия этих самых гор.
Однако, вот что интересно, выходит древнейшее название известно в кельтском варианте, с выброшенной заглавной "П". К югу от этих мест действительно жили кельты, от которых греки и римляне могли услышать это название. Но германцем это слово должно было быть известно не из кельтского языка, иначе они бы так и заимствовали его без "П". Стоит отметить также, что в германских языках известно чередование "П" и "Ф". Хорошим примером может послужить английское "порк" (свинья) и немецкое "ферк -ель" (поросёнок, "ель" - уменьшительный суффикс). Примечательно что здесь мы имеем дело с тем же самым индоевропейским корнем "перк", который у континентальных германцев-немцев перешёл в "ферк". Мне кажется более вероятным, что исконное название Рудных гор звучало на языке того древнего индоевропейского населения именно как "Перкуна", что дало у соседних народов - кельтов "Аркуния", германцев "Фергуна", славян более занкомое им "Перуна" ( превратившееся в немецкой огласовке в 13 веке в "Перна"). Стоит отметить и большое скопление здесь "дославянских" поселений на первой карте Херрмана.
Ту же картину мы наблюдаем и возле Пархима. Здесь находилось одно на всю округу "дославянское" поселение. В немецкой средневековой огласовке тут фиксируется местность Erzynia, что весьма близко к римскому названию Рудных гор "Еркуниа". Тут же находилось славянское поселение Парх(к)им, которое средневековые легенды связывают с языческим Божеством, что так же прекрасно ложиться на данные лингвистике о корне "перк". Археология засвидетельствовала здесь существование языческого храма в славянские времена. Интересно, что всего в нескольких километрах от Пархима находится деревня с очень похожим названием Парум и одноимённое озеро. Переход слова "Перун" в "Паром" известен у западных славян - словаков, ввиду чего и связь "Парума" с "Перуном" кажется вполне обоснована. Похоже, что как и в Рудных горах мы видим тут три произношения одногои тогоже слова - "Ерциниа"-"Аркониа", "Пархим"-"Перкун" и "Перун"-"Паром". Правда немцы со своим начальным "Ф" сюда похоже не дошли.



Примерно та же картина наблюдается и на Рюгене, где известа гора Аркона, с хорошо известным языческим культом на ней. Прямо на против Рюгена на континенте, но на землях принадлежавших тому же племени руян известен город с недвусмыленным названием "Перун" ( ныне Прон ).

Таким образом, получается что культ Божества под именем "Перкун" известен на территории восточной Германии с древнейших времён. Вот только, что это был за народ, его почитавший? Культ Перкуна известен только у балтов, самый ближайший аналог - культ Перуна, известный у славян под таким именем с раннего средневековья. В раннее же средневековье в восточной Германии наблюдается некий подъём культуры, что можно объяснить волной славянских переселенцев с востока, с этим же можно увязать и соседство "Перуна" средневековых славян с более древним "Перкуном" местного населения. Но вот кем оно было? Праславяне? Прагерманцы? Прабалты? или может быть другая родственная ветвь индоевропейцев, отделившаяся во врема близости праславян-прабалтов-пракельтов-прагерманцев, имя которой не сохранила история?
Вообщем всё вышесказанное даже не гипотеза, а информация для дискуссии.


Tags: древнее население Германии, мысли, топонимы
Subscribe

  • Агняне

    В последнее время моё внимание несколько сместилось с самих ободритов на их ближайших северных соседей - данов. История датского королевства в…

  • Ostrogard Ruzziae

    Несколько мыслей по поводу топонима. Впервые Адам Бременский упоминает в своём описании морского торгового пути по югу Балтики любопытный Ostrogard…

  • Вопрос о Круто.

    Cruto - загадочный, в плане плане происхождения, славянский князь пришедший к власти после убийства ободритского князя Готтшалька в 1066 году. Из…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 90 comments

  • Агняне

    В последнее время моё внимание несколько сместилось с самих ободритов на их ближайших северных соседей - данов. История датского королевства в…

  • Ostrogard Ruzziae

    Несколько мыслей по поводу топонима. Впервые Адам Бременский упоминает в своём описании морского торгового пути по югу Балтики любопытный Ostrogard…

  • Вопрос о Круто.

    Cruto - загадочный, в плане плане происхождения, славянский князь пришедший к власти после убийства ободритского князя Готтшалька в 1066 году. Из…