?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Перуново копьё.
nap1000
02 00 - Kopie

В честь праздника предлагаю читателям хоть и не совсем подходящий под тематику моего журнала. но очень интересный материал. Речь пойдёт о Перуне у южных славян, а точнее - о горе Перун в Хорватии и следах культа Перуна, совсем недавно найденных исследователями в этих местах.

Когда-то на меня сильное впечатление произвела книга Иордана Иванова о культе Перуна у южных славян - это ж надо, сколько интересного там сохранилось! И вот теперь в мои руки попала ещё более впечатляющая книга - на сей раз более своим прекрасными иллюстрациями и графическим материалом. Одна лишь проблема - текст на хорватском)  Так что ознакомится смог только поверхностно - по подведению итогов на английском и по тому немногому, что понял из хорватского текста. Кратким пересказом чего и попробую снабдить, правда, и без того довольно красноречивый визуальный ряд.

Под визуальный же ряд - и подходящую музыку.



Итак, всё началось с того, что ещё в позапрошлом столетии в местечке Жрновници, недалеко от Слита,  было найдено вмурованное в стену церкви Вознесения Девы Марии изображение "охоты", явно мифологического характера.

02 015
Церковь Вознесения Девы Марии в Жрновнице с вмурованным рельефом.

02 016
и, собственно, само изображение.

Изображение ранее считали иллирийским и относили к до- или ранне-римскому периоду. Автор (или группа авторов?) же данного исследования ставят такую интерпретацию под сомнение. По их мнению иконографические особенности изображения, как и некоторые изображённые на вмурованном в стену церкви рельефе, находят параллели в искусстве раннего средневековья, 8-9 вв. Они приводят многочисленные примеры других раннесредневековых рельефов из региона, для которых характерна тот же стиль изображения всадника с копьём.

02 017
Ранневековые югославские изображения Св. Юрия.

Так же и узоры орнамента, обрамляющие рельеф из Жрновнице, находят параллели в раннесредневековых раннехристианских орнаментах из Далматии.

02 019

02 021


02 022

02 023
Ср. с орнаментами, обрамляющими рельеф из Жрновнице.


Далее идёт разбор деталей самого изображения. Оказывается, что и шлем с копьём, изображённые на рельефе из Жрновниц, находят параллели в оружии и его изображениях так же раннего средневековья.

02 025
Охотник с соколом на коне, изображение из церкви Св. Саввы в Риме, 8-ой век.

02 025 - Kopie
Изображение 8-го века из катедрали в Задре.

02 026
Сравнение шлема на рельефе в Жерновницах с раннесредневековыми шлемами.

02 027 - Kopie
Сравнение копья на рельефе в Жерновницах с раннесредневековыми формами копий.

02 028 - Kopie
Еще схожие раннесредневековые параллели из региона, более подробная информация на подписях.

02 029
Сцены охоты на оленя из Герцоговины.

Далее различные раннесресневековые изображения животных, людей и охоты из региона:

02 030

02 031 - Kopie

02 031

02 032
Итальянские рельефы.

Вообщем на основании всех этих деталей - орнаментов, позы охотника, шлема, копья и самой стилистики изображения авторы приходят к выводу, что рельеф из Жерновниц, вмурованный в стену церкви, стоит отнести не к иллирийскому, а к славянскому искусству раннего средневековья. По их интерпретации это - мифологическая сцена битвы Перуна с Велесом в образе медведя. И нужно сказать, что такая интерпретация всадника как Перуна, имеет под собой основу, ведь мало того что изображение, как и многие другие языческие изображения славян, было вмуровано в стену церкви, так ещё и стоит эта церковь под горой, называющейся Перун.

Авторами также рассматривается другая, стоящая в Жрновницах под горой Перун церковь Св. Михаила и её орнаменты:
02 035 - Kopie


02 035

02 036

02 034_mini

Вид с горы Перун: 1 - церковь Св. Михаила, 2 - церковь Св. Вознесения Марии.

02 001
Сакральные места в окрестностях Жрновницы

Далее идёт разбор деталей рельефа с другими славянскими изображениями божеств и идолами:

02 037

02 038


02 049
Слева направо: 1- идол из Шведта (Свента), земли лютичей, Германия, 2-3 - Новгород, 4 - Жрновница.

02

Изображение идола Перуна с копьём в русской летописи.

Различные многоголовые изображения богов:

02 007
Изображение христианской Троицы в церкви в Назарете.

02 008

02 009 - Kopie
Крест с четырьмя ликами, украшавший конскую узду.

02 010

02 009

02 011


02 002
Трёхликий идол из Австрии.

02 006 - Kopie
Четырёхликий идол из Чехии.

02 005_mini
Трёхликий идол из Хорватии

02 006
Не понятно почему оказавшийся у них "Триглавом" четырёхликий идол из Волина и пр.

02 012 - Kopie


02 012

02 015


Есть тут и разбор известных славянских святилищ связываемых с Перуном и Святовитом, в форме которых авторы также находят параллели с ранними церквями из Далматии:

Перынь возле Новгорода:
02 047
02 047 - Kopie
02 046

02 048

Удивительно и то, как само географическое положение горы Перун и стоящей на её пике церкви оказывается похоже на Аркону!:

02 045
02 045 - Kopie

Аркона, Рюген

02 044
02 044 - Kopie
Перун, Хорватия.

А дальше уже совсем вынос мозга. Хотите верьте, хотите нет:

Вид из Жрновницы на гору Перун в Хорватии:

02 042 - Kopie

02 042

Вообще исследование это 67 богато иллюстрированных страниц на хорватском языке. Напечатано оно как одна из сборных статей, в книге "копьё Перуна", посвященной разным аспектам славянских языческих реликтов в Хорватии. Кроме Перуна там есть и про Велеса, Ярило, различные сакралные языческие места, змеиные камни, параллели в славянском фольклоре и даже сравнения с индийскими мифами. Авторы, правда, придерживаются очень спорной теории основного мифа Топорова и Иванова, но тем не менее материал, приводимый ими чрезвычайно интересен, а на фоне того, как мало данных о южнославянском язычестве, идолах и пр. публикуется на русском - так и вообще. Единственный минус - всё на хорватском, так что вникнуть полностью в детали сложно. Однако, в заключении каждой статьи приводится резюме на английском или немецком языках, из чего можно хотя бы примерно ознакомится с содержимым и без знания хорватского.Резюме на английском к этой статье о рельефе из Жерновниц я и привожу ниже:

02 018

02 019

02 020

 Далее предлагаю ещё раз просто насладиться видами на святилище Перуна в Хорватии, под соответствующую теме хорватскую песню))




02 005

02 00 - Kopie

02 00

02 006 - Kopie

02 006

02 006 - Kopie (2)

02 029_mini (2)
Места, связанные со славянской мифологией в Хорватии.


02 01
и даже предлагаемый туристический маршрут- паломничество по славянским языческим местах в Хорватии

ссылка на скачивание книги: http://webfile.ru/6621497


Дякую! Дуже цікаво!

Рад, что понравилось!

Спасибо, не видел до этого!

Как всё интересно! Спасибо.

Насчёт выкладывания всяких вкусняшек - можно либо на Рутрекер, либо на Торрентино, а если хочется личного контроля - на Яндекс.Диск (благодаря чему всегда можно быть совершенно точно уверенным, что никто, кроме тебя самого это не удалит; кроме того, те, у кого тоже подключен Яндекс.Диск, смогут сохранять себе файл просто молниеносно. И уж от себя потом скачивать на комп).

И ещё - как раз ровно сегодня в разговоре возник вопрос: а Перунов день всегда 20 июля или передвигается?

Вроде как начинают даже раньше, в четверг. Вообще многие языческие праздники длились более одного дня.

На счёт торрента - не пользуюсь, ибо у нас тут очень часто проверяют и штрафуют за это. А на яндекс-диск посмотрю, спасибо!

А зачем Перуну биться с Велесом?
Гора не только похожа на Аркону, а я до текста поглядел на картинку и подумал, а Аркону зачем сюда припечатали?:)) Есть очень похожие снимки Арконы в сети.

Ну так "основной миф", который вывели Топоров и Иванов. В индоевропейской традиции действительно есть мифы о битвы Громовержца с неким хтоническим богом...Вроде бы у балтов сохранилось что-то о вражде Перкунаса с Вяльнисом.
Вот, в общих чертах:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%B0

Хотя для славянской мифологии такая схема ничем не оправдана - наоборот есть упоминания о том, что славяне славили одновременно "и доброго и злого бога". Причём образ змея характерен скорее для самого Перуна, а не для Велеса. Но на эту схему-реконструкцию потом опирались многие исследователи и она как-то прочно укрепилась в научном мире.

С другой стороны, Перун в славянской мифологии вполне мог сражаться с хтоническим чудовищем, только Велес тут наверное ни при чём. Ну и ранне-христианские мотивы о Георгии Победоносце могли играть тут роль, хотя авторы исследования и относят рельеф к 8-9вв, а по их информации какон изображения Георгия, побеждающего змея относится только к 12 веку...

(Deleted comment)

Re: Копье Перуна

Думаю, любое оружие могло ему подходить. Святовит, которого обычно сравнивают с Перуном, изображался с мечом и луком, Яровит и,возможно, Радегаст - с копьём и щитом, например. Был ли там такой строгий канон насчёт изображения конкретного божества только с конкретным видом оружия, неизвестно. Так же и воинские подвески, кроме топориков и молотов, которые связывают с культом Громовержца, бывали и в форме другого оружия - копья, меча...

Христианское влияние возможно, особенно на Балканах оно появляется рано, хотя авторы приводят как аргумент, что стилистически изображение стоит отнести к 8-9 вв, а первые христианские подобные изображения Георгия Победоносца появляются только в 12 веке. То, что его вмонтировали в церковь говорит скорее за то, что изображение скорее до-христианское, но могло ассоциироваться христианами с христианским сюжетом о Георгии.

Edited at 2013-07-21 10:28 am (UTC)

Слава Перуну!

Вот он, кто такой, оказывается, "царь на коне", на древних русских монетах - копейках. Этот же воин на коне с копьём - самый распространённый сюжет на печатях, например, рюгенских и померанских князей! ;)

Слава!
Ну не обязательно, наверное, любой всадник - Перун, хотя и очень заманчиво пересмотреть некоторые ранне-христианские сюжеты:) На счёт рюгенских гербов- интересная мысль, хотя на храме Святовита (если сравнивать его с Перуном) гербом была хищная птица, а не изображение всадника.

Благодарю, познавательно.
Особенная благодарность за маршрут.

До кучи ссылка на чешского всадника 9 века:
http://zelomir.livejournal.com/pics/catalog/323/887

Слава Перуну!

Слава!
Тоже подумал, что карта может пригодится. В Хорватию сейчас многие ездят, причем как раз Далматия - один из наиболее популярных курортов. Захотелось и самому посмотреть, только этим летом уже не успею.

>находят параллели в искусстве раннего средневековья, а не 8-9 вв.

А разве 8-9 вв., это не раннее средневековье?

Разумеется, оно самое, спасибо, исправил описку! Хотел написать "находят параллели в искусстве раннего средневековья 8-9 вв, а не в до-римском периоде", но не дописал)

Кажется везде индоевропейцы тяготели к долинам с реками в окружении гор, возможно таким было место их первообитания :)

Очень интересно. Скажите, пожалуйста, а есть ли в переведенной вами части текста обоснование от авторов, почему данную композицию следует считать именно сакральным изображением, изображением божеств. Может быть это просто бытовая сцена охоты, пусть и славянского происхождения?

Ну тут, сами понимаете, никакого такого железного обоснования быть и не может. Изображение найдено встроенным в стену церкви. Откуда оно, кто на нём изображён, какого времени - это всё только интерпретации. "Перун" там конечно не подписано (хотя, очень может быть, что какая-то надпись и имелась - внизу под изображением как будто специально для этого и оставлено место), или не сохранилась.
Аргументы, насколько я понял, такие:

- сама композиция: копьё всадника как бы выходит из облака и сам всадник изображён по отношению к зверю так, будто он поражает его сверху, с неба, а зверь находится на земле (если считать "островок" под его ногами землёй). Хотя, это лишь интерпретация.

- датировка ранним средневековьем делает вероятность языческого сюжета довольно большой (авторы аппелируют к тому, что изображение должно быть датировано 8-9вв, а схожее изображение Георгия Победоносца у христиан возникает только в 12 в.)

- как параллели приводятся встроенные в церкви другие языческие славянские изображения, тот же "жрец" в церкви возле Арконы и др., в доказательство того, что такая практика вставления языческих изображений в стены ранних церквей характерна для того периода.

- Сама церковь стоит под горой Перун и по их мнению ещё и других бывших славянских святилищ (о которых в других статьях, на одной из карт есть схема), что также увеличивает вероятность разрушения языческого храма на горе в период возведения церкви и встройке в неё камня.

- некоторые детали на изображении всадника характерны по их мнению для изображений славянских божеств (выше есть картинка с аналогиями с идолами из Шведта в Германии и Новгорода). Конечно, божество изображалось как воин своего времени, но факт, что именно так, как на хорватском рельефе, славяне своих богов и изображали.

- ещё есть упоминание, что вроде бы сама сцена охоты на медведя не характерна для известных в регионе изображений, но точно сейчас не скажу - надо ещё раз заглянуть в книгу.

Ну а дальше уж каждому самому решать, видеть тут Перуна или же простую сцены охоты. Речь может быть конечно только о степени вероятности (как и в случае большинства таких находок), но в этом случае как раз вероятность не малая.

Выложил пока небольшое резюме на английском, сегодня-завтра выложу и саму книгу на хорватском. Посмотрите потом сами - я хорватский не знаю, так что только просматривал, может быть многое упустил или не верно понял.

Edited at 2013-07-22 11:24 am (UTC)

Ну вот, прекрасно, а то надоели уже с утверждением, что Перуна де принесли славянам Рюриковичи.

А такое утверждается? Как-то странновато. Что-же они его заодно и балтам принесли, получается, и другим западным славянам?:)

Перун это или нет, но все-равно интересно.
Жаль, что книга не переведена, а то попросила бы. Самой переводить некогда

Сейчас подумалось, что дни Перуна отмечаются тогда, когда уже заметно убывание света и нарастание ночи. И тогда Перун - отважный воин, который призван вести бой с темнотой. А Ярило он - победитель (Георгий Победоносец), он появляется на яръмаръке года, когда тьма побеждена и свет творит жизнь.


с днём рождения)

С Днём Рождения!
здоровья и творческих успехов ;)