?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Рожаницы или руянские усы?
nap1000


Думаю, это изображение видели хоть раз все, кто интересуется древнейшим периодом славянской истории - его часто помещают в самых разных изданиях. Ещё бы! Ведь это единственное изваяние, найденное в Германии, которое безо всякого сомнения можно назвать средневековым идолом. Мало того, что этот идол подтверждает сведения христианских миссионеров о многоголовых славянских кумирах, так ещё и найдено оно было в доленском озере, близь острова Фишеринзель - в месте, в настоящее время большинство исследователей помещает легендарную Ретру. Правда, датируют этот идол более поздним временем - около 1200г.

Меня лично сильно позабавило в своё время то, что Б. Рыбаков в своей книге "Язычество древних славян" интерпретировал их как рожаниц.

"Славянская двуглавая пара (Фишеринзель в Новом Бранденбурге) изготовлена из дерева. Богини точно так же срослись туловищами и головами; у них так же, как и у энеолитических фигур, одна пара грудей и одна пара рук.(Herrmann I. Zwischen Hradschin und Veneta. Leipzig; Iena;Berlin, 1976, fig. 59. На шеях и плечах богинь видны какие-то
повязки (?)
) Сходство двух парных композиций, несмотря на разделяющие их тысячелетия, поразительное. Зная, что древнейший список поучения против рожаниц сохранил нам двойственное число, мы легко отождествим наши парные скульптуры с представлениями о рожаницах, и именно о двух рожаницах."
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st008.shtml

Трудно представить, как и куда нужно смотреть, чтобы увидеть в явно мужских, усатых изображениях Рожаниц и чем эти усы похожи на найденные им на их месте повязки.

Ну да ладно бы так, ошибся человек, с кем не бывает. Однако авторитет Бориса Александровича, похоже дал плоды. Вот такую "копию" доленского идола я нашёл в одном из многочисленных славянских поселений-реконструкций. Тут над усами сделали шеи и рты, а сами усы постарались изобразить как можно непонятнее. Вот только - к чему ? Ведь фотографии оригинального изображения опубликованы, а значит и пытаться исказить факты не удастся.



Рыбаков, описывая идола, ссылается на книгу немецкого исследователя Йоахима Херрмана " Между Храдшином и Винетой". Нужно заметить, что сам Херрман тоже любил вывернуть факты так, чтобы подходило под его теории, но ничего подобного о связи идола с рожаницами в его книге нет. Вот фотография из того самого издания 1976 года.


Подпись - "культовая фигура с острова Фишеринзель в доленском озере". И всё.

Тут уж каждому самому решать мужское это изображение с усами или женское с повязкой.

Мне это изваяние с первого взгляда напомнило описание Саксоном Грамматиком идола Святовиту на Арконе, тот момент где он говорит что борода и волосы у Святовита были подстрижены так же как и у самих руян. К сожалению, латынью не владею и оригинал проанализировать не могу. На немецком это звучит следущим образом.
"Die Bärte waren rasiert dargestellt, die Haare geschnitten, so daß es sfchien, der der Fleiß des Künstlers hätte der Art der Rugianer in der Pflege der Haare nachgeahmt."
Перевести это можно: " Бороды были побриты и волосы подстрижены так, что казалось скульптор старался передать то как следили за своими волосами Руяне."
То есть, из этого выходит, что Руяне брили бороды и стригли волосы как то особенно, иначе, чем, по крайней мере, датчане. Обычно на этот факт мало кто обращает внимание. Идол святовита принято изображать бородатым, хотя в источнике ясно сказано - борода была брита. Не подстрижена, а именно брита. То есть, совсем сбрита, бритвой другую "причёску" не сделаешь. "Волосы подстрижены" - думаю, тут Саксон имел ввиду распространённую тогда у славян стрижку "под горшок". Она сохранилась на многих средневековых миниатюрах. Она же изображена на идоле из доленского озера, о котором было выше. А вот про усы не стоит ничего. Но думаю, тут могут иметь место некоторые неточности перевода. Например, на немецком языке и усы и борода называют одним словом - Барт. Любой немец скажет, что Гитлер носил Барт-бороду, что у русского вызовет только недоумение. Не знаю, как дело дело с усами-бородой обстоит в датском ( средневековом ) и латыми, но вообщем-то, думаю, вариант с неточным переводом исключать не стоит. Усы у Святовита вполне могли быть.
К счастию, до нас дошло изображение Руянца, периода падения Арконы. В церкви в городке Альтенкирхен, построенной, после разрушения храма Святовита, вмурован интереснейший камень. На нём изображён мужчина с огромным рогом в руке. Христиане, после разрушения Арконы использовали стройматериалы из крепости и, видимо, сами того не желая, сохранили для нас кусочек языческой святыни. У историков нет согласия в том, кто изображён на этом камне - сам Святовит или его жрец, но то что это культовое изображение из храма Арконы, сомнению не подлежит. Для нас же в этом случае наиболее интересно лицо мужчины, потому как, кем бы он не был - Святовитом или простым смертным руянином, по этому изображению можно вполне чётко представить, что же имел ввиду Саксон Грамматик, когда писал об "особенном обычае руян следить за волосами".


Фото из книги Херрмана " Между Храдшином и Винетой"

Интересно, что письменно чётко зафиксирован только один пример идола славянским богам, изображаемый с усами. Это знаменитый киевский Перун с золотыми усами. О связи Перуна со Святовитом я уже писал, да и мнение это не ново, на него указывают многие факты. Так же как многие факты указывают на схожесть Святовита со Сварожичем, культ которого был расспространён как раз в тех местах, где был найден двухголовый идол "рожаниц". Многоголовыми были и идолы ПОРЕНуту и ПОРЕвиту на Рюгене, которых так же есть основания связывать с Перуном, который с большой долей вероятности, вообще мог быть верховным божеством всех славян. Другими словами, Перун мог у западных славян изображаться многоголовым идолом.
И ещё. Лично мне эти огромные свисающие усы, при бритой бороде, очень напоминают внешний вид русского князя Святослава - традицию, которая была впоследствии возрождена казаками. Известно, что при Святославе именно Перун занимал главенствующую роль среди восточнославянских богов. Не буду утвеждать, что этот обычай был занесён на Русь руянами - он мог быть гораздо древнее, общеславянским.
Так может, Саксон Грамматик ошибся, и, на самом деле руяне не идола Святовита изобразили по своему подобию, а именно сами они старались ( по крайней мере знатные и княжеского рода ) стричь усы-бороды как их верховный бог, как признак божественного происхождения их власти или того, что они волю этого божества исполняют? 

  • 1
до переліку вусатих багатоголових ідолів варто додати ідол Світовита, знайдений коло с.Личківці у р.Збруч в 1848 році...

никогда раньше не было интереса к славянским богам

У сы - это важно. но что они означают можно увидеть только тогда, когда смотришь религиозные артефакты тех стран, в которых остались не только предания и иконы, а и тайные не для всех а для царей только тексты и барельефы. Тогда можно увидеть схему первого летательного аппарата - "славу бога" или "быка небес" или "салазки бога смерти" - там эти усы и фигурируют в виде тех причиндала

  • 1