?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Западная граница расселения славян в Германии. 2. Горы Харц.
nap1000
IMG_5586


Рассмотренный в прошлом посте восточный регион Нижней Саксонии на юге прямо граничит с горами Харц, или Гарц в русской транскрипции.

12
горы Харц на карте Германии.




Горы Харц в современном административном делении Германии оказались разделены между тремя землями - Нижней Саксонией, Саксонией-Анхальт и Тюрингией.


В земле Нижняя Саксония предгория Харца занимают две области - Goslar и Osterode am Harz на крайнем юго-востоке этой земли. И тут мы встречаем первый топоним:

1.Windhausen - (нем. "дом вендов") расположен в области Osterode am Harz. Первое упоминание в 1234 году.


Наибольшая часть Харца расположена в земле Саксония-Анхальт, где эти горы занимают одноимённую область "Harz"


Область Харц на карте земли Саксония-Анхальт (справа) и Германии (слева).

В этой области мы встретим сразу три "вендских" топонима:

2. Wendehausen - старое название современного городка Thale. Топоним в крайней степени интересен, так как монастырь с одноимённым названием Wendhusen был основан здесь аж в 825 году.

3. Wendenburgischer Hof (нем. "Венденбургский двор", а "венденбург" же в свою очередь восходит к так хорошо известному топониму "славянский дом") - старое название места, известного сейчас как Meisdorf. Изначально этот вендобургский двор представлял из себя круглый укреплённый крестьянский двор, отсюда и имя. В 1184 году впервые поминается Фридрих Майсдорфский, следовательно Вендобургский двор должен был существовать под таким названием не позднее чем до второй половины 12 века.

4. Wendefurth - (нем. "славянская переправа", "славянский брод") - гидроним, название переправы через реку Боде поблизости от рассмотренного выше городка Тале-Вендехаузена.


юг Харца представлен областью Nordhausen в Тюрингии:


Область Nordhausen на карте Германии и Тюрингии.

Непосредственно рядом с городом Нордхаузен, по которому названа вся область имеется два славянских топонима:

5. Bielen - восточный район города Nordhausen. Первое упоминание в 1158 году как Biela. Интересно, что о славянском происхождении этого места сообщено и на официальной странице города Нордхаузен. Очевидна славянская этимология от "белый".

6. Windehausen - район города Heringen/ Helme. Первое упоминание как Winthusen в 1158 году вместе с местечком Biela. Очень важный для понимания происхождения всех этих многочисленных топонимов "Вендехаузенов" в регионе. Дело в том, что в церкви этой деревеньки сохранилась деревянная скульптура мадонны с младенцем, относящаяся ко второй половине 13-го века, которую местные прихожане называли "Помгайбог", используя это слово как название скульптуры, но уже не понимая его смысла.

pomhajbog
Скульптура "Помгайбог" из церкви в Виндехаузене.

На этом, думается, в споре о происхождении "Виндехаузенов" от некого германского пастбища можно ставить точку. А деревенька кстати вполне себе гордится своим славянским прошлым, и скульпура "Помгайбога" сейчас изображена на её гербе.


Герб Виндехаузена.


Остаётся только отметить все вендские топонимы вместе на карте Харца.

Harz_map

Обратимся к археологии. В каталоге археологических находок ГДР удалось найти немного материала, указывающего на некоторое славянское присутствие.

1. Altenrode

02 001
02 002

Проводившиеся в 1933 году раскопки выявили раннесредневековое поселение. Перевод подчёркнутого текста:

"Интерпретация: Раннесредневековое немецкое поселение с большой составляющей славянских жителей. Найденное в 1933 году Гримм интерпретировал как двор с жилыми постройками, конюшнями (или хлевами) и промышленными постройками."



2.Wernigerode

02 004 - Kopie
Подчёркнутое:

"Находки: три черепка славянской керамики..."


3. Badersleben

02
Поселение в Бадерслебене было раскопано в 1961 году. Подчёркнутое:

"Интерпретация: предположительно славянское и немецкое средневековое поселение"


4. Wienrode

02 004

Предположительно найдена печь для производства керамики и множество черепков. В интерпретации стоит лишь: "12-13 вв" без определения этнической принадлежности. Но интересно, что информация приводится по данным раскопок 1897 года, а сам источник 1897 года назывался: "древнеславянская керамическая мастерская в Винроде возле Бланкенбурга". (подчёркнутое место).Так как в корпусе находок ГДР ничего не сообщается о новой интерпретации и даётся ссылка только на "древнеславянскую мастерскую", то логично предположить что интерпретация находок как славянских не изменилась.

Больше найти пока не удалось. В том источнике, по которому приводятся цитаты ( Corpus archäologischer Quellen zur Frühgeschichte, Band 1, Textband, Berlin, 1973 ) рассматривалась только область Харца, входившая в ГДР, то та часть, которая сейчас под администрацией земли Саксония-Анхальт. Потому данные не пока полные. Можно заметить и то, что очень многие поселения и находки остались во времена ГДР без интерпретации: просто подписано "средние века" и всё.

Но, за неимением большего, нанесём на карту пока то, что есть. Первое место - Альтенроде - может быть указано на карте не верно, так как в той части Харца, которая принадлежала ГДР было два места с таким названием: один из районов Ильзебурга и пустошь неподалёку от Айслебена. На карте будет указан Альтенроде в Ильзенбурге.


Harz_map

Итак, картина складывается довольно нагляднае: славянское население в предгориях Харца было совсем не редким и главное - прослеживается как по топонимике, так и по археологии и подтверждается этнографией.То же, что сконцентрировано это население было по периметру гор и не прослеживается в самих горах, объясняется довольно просто: горы Харц в раннем средневековье были вообще крайне слабо заселены и покрыты густым лесом.


Немецкая экспансия на восток в средние века. Красным цветом отмечены "старые немецкие земли около 700 года". Зелёным - незаселённые к 1400 году местности (леса и болота). Весь Харц, кроме предгорий, оказывается покрыт лесом.

тоже самое и в уже рассмотренной нами карты из "Археологии западных славян" С. Братера 2001 года.

02 004
Точками показаны незаселённые/покрытые лесом местности на 1000 год. Белым - заселённые. Весь Харц, кроме предгорий, покрыт лесом.

Это же подтверждает и немецкая топонимика Харца, большая часть (точнее вообще почти вся) которой заканчивается на -роде, что указывает на расчистку леса ( от нем. "роден" - расчищать под пашню, выкорчёвывать деревья).


В таком контексте славянское присутствие в предгориях принимает ещё большее значение, особенно учитывая, что в некоторых случаях оно засвидетельствовано очень рано - в самом начале немецкого освоения этих необжитых ещё территорий.

Исходя из этого, дополняю карту сплошным штрихом, а не значками единичных общин.

landkarte_europa_Deutschland3


Говоря о Харце, не лишним будет сказать пару слов и о особенностях этого региона вообще. Харц - довольно особенный в культурном плане регион Германии. Сейчас эти горы представляют собой излюбленный немецкий курорт - как зимний, горнолыжный, так и летний. Скопление культурных памятников тут в разы превышает соседние саксонские равнины - множество старинных замков на горах, практически не изменившиеся со средневековья миниатюрные городки и деревеньки, древние монастыри и их руины. Природные красоты Харца тоже мало кого могут оставить равнодушным. К примеру, рассмотренные нами славянские местности :

IMG_5586
Тале-Вендебург



Вендефурт - славянский брод.

Но главной наверное "достопримечательностью" Харца является его мистичность. Он просто пронизан легендами о ведьмах, языческих богах, чертях, великанах...Не мало сохранилось тут и исторически достоверных языческих святилищ - менгиры, пещеры с найденными в них костями и культовыми предметами бронзового века, камни-следовики, пещерные монастыри, просто причудливо торчащие скалы - почти у каждого места есть своя легенда, так или иначе связанная с нечистью или же ведьмами. Едва ли найдётся другое место в Германии, где плотность легенд о чертях, языческих богах и ведьмах на квадратный километр было бы выше)) Главной обителью ведьм, куда по преданиям они ежегодно слетаются 1 мая, традиционно считается наивысшая точка Харца, называемая "лысой горой". Кстати здесь же, в музее Гослара на северо-западе Харца находится и знаменитый "алтарь Кродо".

Сам собой встаёт вопрос, не поспособствовали ли созданию этих легенд в своё время жившие тут славяне? Ведь как никак то, что один из первых монастырей построен на месте славянского поселения говорит о том, что обитали в Харце они ещё будучи язычниками. А чужаки, да ещё и вкупе и язычники  (немецкие колонизаторы с каролингских времён-то были уже христианами) обычно и воспринимались у других народов как "колдуны" и "ведьмы".

Возможно, память о славянском населении сохранилась в одной из харцких легенд о "венецианцах" на горе Брокен - наивысшей точке Харца, называемой "лысой горой" и традиционно считаемой местом обитания ведьм и нечисти:

Венецианцы на горе Брокен.

Возле горы Брокен расположена долина Моргенброд ( нем. "завтрак" - nap1000 ). Там есть один источник, у которого стоял чужак и держал решето в воде. Обнаружив в решете жемчужины, он складывал их к себе в сумку. Когда же сумка наполнилась, он омыл руки и  проговорил:

"В долине Моргенброд я умываюсь,
А в Венеции обсохну"

Всё это увидел и услышал один человек, живший неподалёку от Брокена. И как только чужак в одно мгновение исчез, он подошёл, собрал жемчужины которые оставил чужак, и  также проговорил:

 "В долине Моргенброд я умываюсь,
А в Венеции обсохну"

И как только он произнёс эти слова, то очутился в совсем чужом городе, в котором не мог ничего понять. Некоторое время спустя он встретил на улице человека, который спросил его, откуда он прибыл. Он рассказал ему свою историю и незнакомец ответил, что ему повезло, так как он рассказал правду. Ведь это был тот самый чужак, за которым он подглядывал в долине Моргенброд. Он взял его к себе домой и предоставил постель, такую дорогую, что ножки её были из серебра и золота. Всё это богатство венецианец добыл в долине Моргенброд. Когда житель Харца проснулся следующим утром, ему дали воды, чтобы он умыл руки и сказал:

"В Венеции я умываюсь,
А в долине Моргенброд обсохну."

Тут же очутился он снова в долине Моргенброд. Когда же он пришёл в свою деревню, выяснилось, что он отсутствовал много много лет. Ему же самому показалось, что прошла всего одна ночь."


G. Kahlo - Sagen des Hаrzes, S. 24, Die Venediger auf dem Brocken.

Как по мне, так сказание похоже на реальную память о контактах харцких немцев, живущих в поселениях в горах и называемых в предании "харцовцами" и славянах, приходивших в горы для обмена или же наоборот - спуске горных немцев в долину в "богатые города вендов" (переосмысленные в "Венецию") для торговли. Чужаки названы в тексте "венецианцами", а их город "Венецией", но на самом деле это слово в местных же диалектах практически не отличалось от обозначения славян и славянских городов: так рассмотренный выше Вендхаус например упоминается в 1221 году как Wened-husen, а Тале - в 936 году как Vuinetha-husun, венецианцы же на современном немецком называются почти также - Venediger, Венеция - Venedig. Что может говорить о том, что ко времени записи легенды имя венедов-вендов ещё жило в памяти, но происхождение его уже могло быть забыто, потому и вызывать ассоциации с наиболее близким фонетически и известным в новое время "народом" - венедигами-венецианцами. Как бы то ни было, единственными чужаками-венетами в Харце были славяне, а не венецианские итальянцы.

На последок же предложу читателям попробовать поискать славянскую этимологию названию возвышенности в северном предгории Харца, в котором было найдено предположительно славянское поселение (Бадерслебен) - корпус археологических находок ГДР ведь предоставляет для этого основания)))))

  • 1
И все-таки непонятно: славяне в районе Гарца поселились в 12-14 веках или жили ранее?

если монастырь Вендебург основан каролингами в 825 году, то надо полагать, несколько раньше:)

>>которую местные прихожане называли "Помгайбог", используя это слово как название скульптуры, но уже не понимая его смысла.

это о каком времени речь?

написано - вторая половина 13 века. Только не знаю, относится ли эта дата к построению церкви или же в этом году упоминается уже этот самый Помгайбог. Кстати, хотел ведь написать дату и забыл. Сейчас внесу в текст.

Порадовало название возвышенности. И что правда похоже? :)

А вообще интересная серия у Вас получилась.

Кстати, у Любавского в Истории западных славян, есть много информации о славянах внутри собственно немецких земель.

Ещё до активной немецкой экспансии на восток, когда у франков, саксов и т.д. по разным причинам случались обезлюживания - славяне переселялись туда, занимали территории, договаривались с местными землевладельцами, или иногда просто ставили их перед фактом. Они делали это не особенно централизованно – относительно разрозненными группами, но, тем не менее, наблюдалось явное расширение их ареала на Запад. У Любавского приведено несколько интересных фраз и выражений, оставшихся от этих славян в немецких текстах. Они же оставили довольно заметный слой славянских топонимов в западных, собственно немецких землях. Хотя, конечно, их существенно меньше чем в полабо-поморских областях. И ведь названия с корнем венд, винд - аж до Франции и Швейцарии встречаются. А если взять Запад Нижней Саксонии - там тоже мелькают иногда, например Илов, около Голландии. Да и в самой Голландии был Вельтенбург, ныне Утрехт, как мы помним.

При этом интересно получается, что когда уже на славянские земли Австрии, Бранденбурга, Мекленбурга, Вагрии, Померании, Силезии пошло переселение немцев, после, присоединения этих земель к империи, видимо, некоторые из этих немцев были, на самом деле, в недалёком прошлом сами славянами! Онемеченными несколько поколений назад в Баварии и Гессене, во Франконии и исходной Саксонии, в Тюрингии и Вестфалии. А потом этот механизм раскручивался дальше и новые волны немцев - в недавнем прошлом славян, переселялись дальше на восток - в Поморелию, Пруссию, Мазурию, Польшу, Ливонию, Венгрию, Румынию и т.д. А потом ведь и в Россию сколько их переселилось! В Питер, на Украину, на Волгу и даже на Кавказ. А фамилии какие у них частенько были Панвиц, Фасмер ("Васьмарь"), Гришов и т.д. Это как бы лавинообразно происходило.

Кстати, Вернигероде - красивое название. Так и подмывает рассмотреть его как "верный город", хотя конечно это "верниге-роде". Роде - понятно, от корчевать и это саксонский корень, а что такое "верниге"? Какое-то имя?

Edited at 2013-08-26 09:05 pm (UTC)

Да, у Любавского действительно было и упоминание славян вокруг Харца, правда, без особых пояснений. Письменные свидетельства сохранились во множестве о славянах Баварии, Тюрингии и севера Нижней Саксонии - тех территорий, что были нанесены на немецкие карты. Тут действительно материала уже гораздо больше. А насчёт заселения их на эти земли, то до определённого периода вообще ничего не понятно. В некоторых местах Саксонии или Тюрингии славяне уже по всей видимости были к тому времени, когда франки покорили эти территории и началось собственно франкское летописание этих мест.

Про Вернигероде точно не скажу. Там есть ещё рядом город Вернроде. Может быть первая часть он немецкого "верен" - охранять. Для замка на горе вроде подходящее название.

(Deleted comment)
Ну, ко второй половине второго тысячелетия нашей эры, когда там были славяне, никаких кельтов там уже точно не было.

(Deleted comment)

извиняюсь за самоцитату

Завершая перечень того, что создали, чего добились, как жили на Варяжской Руси в течение её золотого века, хотелось бы несколько слов сказать об основанных ею колониях — восточных и западных. Впрочем, темы западных колоний мы уже касались — и военных в Дании, и мирных в Голландии. Тем, однако, дело не ограничивалось. Выселение славян на Запад через Лабу носило куда более широкий характер. Городом славян стали называть Гамбург (славянский Гам), а Бремен, всем памятный по веселой сказке про зверей-музыкантов, был основан славянами. Достаточно вслушаться в его название. Уже в 736 году на берегах Фульды, притока Везера, обнаруживается немалое количество славян, стодорян или сорбов. В северо-западной части Баварии между Вирцбургом, Нюрнбергом и Бамбергом, около Майна и по всему течению реки Раданицы, в VIII и IX в. образовались целые славянские края. В грамоте 846 г. страна эта называется землёй «Славян, которые живут между Майном и Раданицей и именуются Майнскими и Ра-даницкими Винидами». Причем и здесь, по всей видимости, мы сталкиваемся с все теми же неугомонными велетами (вот, кстати, и ответ на вопрос, откуда их знал итальянский хронист — от Баварии до северной Италии не так уж далеко). На юг от истоков Радани-цы, между Нюрнбергом и Донаувёртом, был город с поразительно знакомым названием Вильтенбург (теперь Вильцбург).

В первой половине X века (если точнее, в 937 году) в бассейне реки Оры видим населенные пункты с названиями Преталич, Буков, Winidishenburgh (то есть венедский, славянский город), Белиничи, Дудичи, Вельпухи, Всебор и т. д. Несколько лет спустя (в 956 году) выдвинувшиеся на запад славянские поселенцы около Зальцведеля образуют нечто вроде племени Липан, в земле которых стоят Любим, Кли-ничева, Seben, Kazina, Tulci, Kribci. В другом месте, на север от Оры, возникает «Белая земля» (Beleseim немецких документов, впоследствии превратившаяся в «Бальзамию») с поселениями Пелиници, Дудици, Зелици, Вузборо, Валислав, Велбужи, Кленовье, Вербно, Усть-Урье и пр.

Вендские поселения среди фризских, саксонских или тюрингских можно было отличить очень просто — они, зачастую вплоть до Нового времени, когда их обитатели давным-давно забыли язык своих пращуров и еле-еле помнили, откуда есть пошли они и их род, сохраняли одну очень заметную черту. То есть чертой можно скорее было назвать выстроенные по линейке деревни немцев. Айнен коленнен марширт, цвайнен колонией марширт… что ни говори, в мире есть неменяющиеся вещи.

А вендские деревни были построены «кругляшом» или «подковой». Дома сходились кругом, выставляя наружу глухие стены, дверями внутрь. На площади в центре был загон для общинного стада, или «язба» — помещение для сельских сходов (простые дома именовались «хаты»), которую, как правило, окружала роща.

И опять нельзя предположить, что эти поселки появились в X веке, в разгар религиозной войны на Лабе. Скорее это памятники золотого века варяжской Руси, когда велеты мирно жили среди фризов и саксов, а у варнов и тюрингов был один закон.

Кроме южного (Бавария), западного (Белая Земля, Липяне, Голландия, Англия) и северного (Дания, южная и средняя Швеция) направления, варяжская Русь двигалась и на Восток.

Re: извиняюсь за самоцитату

В Баварии, кстати, стоит город Аугсбург, который ещё при римлянах назывался Augusta Vindelicorum, дословно "Город Августа, в стране виндов, живущих по Лику" - своими глазами видел карту "про Римскую империю", на которой он поименован таким образом. Через Аугсбург течёт река ныне называющаяся Лех (Lech).

Ещё в средневековой Баварии порадовало название Raduansberg - Гора Радована, также существует до сих пор, но искажено довольно сильно.

Edited at 2013-08-27 05:46 am (UTC)

Познавательно.

Отличный пост. Сами на Брокене не бывали? Я на фотках видела, на вершине горы мегалитический алтарь. Интересно, древний или туристическая обманка?

В Харце был пару раз, но на самом Брокене нет. Видел его только снизу, у подножия. Насколько я знаю никаких мегалитов на вершине нет. Там, кажется, метеорологическая станция.

С каждым разом все интереснее становится.
Исследование напомнило мне о давней-давней статье одной из учителей из глубинки, который по своему разумению занимался определением реальных границ древних княжеств Беларуси. Точнее тогда еще Литвы (ВКЛ). Он проводил эти границы исследуя топонимы, содержащие корень "меж" "рубеж" (типа Межишки, Межевичи, Рубежевичи) и таким образом представил карту Беларуси с отмеченными границами древних княжеств...

Жаль не успеваю прочесть следующую статью. Но к тому времени и она пополнится преинтереснейшими комментариями.
Благодаря Вам я заново открываю для себя летописи.

Благодарю! Очень интересно. Сделал перепост.

Ведьмы на лысой горе - знакомо!)))
Недавно пришлось читать о японских крестьянах, которые уходили в горы добывать древесный уголь. Может быть и здесь имело место это явление?

Спасибо. Очень интересная статья. Скажите, неужели никто из лингвистов не пытался вывести Гарц из славянского горы, горец, горцы? А насчёт смолить - в русском языке сохранилось его значение как курить - медленное горение, тление.

  • 1