?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Западная граница расселения славян в Германии. 4. Тюрингия и Бавария.
nap1000
Bild1

Детальная проработанность Тюрингии и Баварии на предмет славянского прошлого освобождает от надобности заниматься собственными изысканиями в области топонимики и археологии. Однако, как ни странно, многие из достоверно славянских областей той же Тюрингии почему-то не вошли ни в одну из известных мне общих немецких карт расселения славян в Германии. Так что сравним и дополним.

landkarte_europa_Deutschland4


I. Тюрингия

По Херрманну западная граница расселения славян проходила по диагонали примерно через половину Тюрингии, так что северо-западная часть её, включая Эрфурт, получались не заселенными славянами. Что довольно странно, так как именно в западной Тюрингии славянское присутствие очень видно не только по топонимике, но и подтверждается многократными письменными упоминаниями славян в средневековых грамотах. В 1983 году (за 3 года до последней "редакции" карты славян в Германии) вышло очень хорошее детальное исследование славянских следов в Тюрингии, где впервые были представлены детальные карты славянской археологии, топонимики и упоминаний в источниках.

02 023
Археологические находки славянских следов в Тюрингии.

Для наглядности нанесём приблизительные границы земли Тюрингия на эту археологическую карту.

02 023 - Kopie

Даже по этой археологической карте становится видно, что карта Херрманна была не совсем верна, так как славянские находки на западе выходят за Эрфурт, нередки к западу от реки Гера и иногда единично встречаются в бассейне реки Унструт.

Однако, самое интересное начинается дальше. Тюрингия представляет собой крайне любопытный источник для изучения славянского расселения в Германии. Её пример отчётливо показывает, что реальное расселение народа или племени может совсем не совпадать с картой распространения археологической культуры. Для западной Тюрингии сохранилось множество упоминаний о проживании тут славян в церковных документах и грамотах. Эти же данные подтверждают и многочисленные топонимы хорошо известного типа на "венден" в тех же самых местах. Тут упоминают славян с собственным языком, и сохранявших свою славянскую культуру - немцы чётко отличали их от своих. Но археологически проследить это славянское заселение оказалось невозможно - материальная культура была одинаковой с немцами, хотя о сильном смешении, и даже полной христианизации, по крайней мере со позднего средневековья, не могло быть и речи.

02 024

Удивительно, но карта письменных упоминаний славян в Тюрингии дополняет археологическую карту в пределах Тюрингии просто как "инь и янь". Вся западная Тюрингия оказывается заселена славянами, которых, с точки зрения археологии здесь "не было". Не менее удивительно и другое. Письменных упоминаний о славянах в восточной Тюрингии оказывается совсем не много. Едва ли не меньше, чем для западной части. Восточнее же реки Заале, в междуречии Заале и Эльстера и восточнее Эльстера, их и вовсе нет. И это в то время, когда археология показывает очень плотное славянское заселение, так что земли эти безусловно можно считать полностью славянскими. Из чего следует, что отсутствие славянских следов в археологии совсем не обязательно констатирует незаселённость славянами этих земель, а при наличии других свидетельств лишь говорит о том, что материальная культура славян в этих областях слабо отличалась от немецкой.

Очень хорошо пример Тюрингии доказывает и то, что немецкие топонимы на "венден" подразумевали именно славянские поселения, а не происходят от "пастбища" или чего-либо ещё. Как мы увидим на следующей карте, там, где церковные документы, грамоты и хроники упоминали славян в Тюрингии - там как раз и скопления топонимов на "венден".

02 025
Легенда:

1-4 - славянские топонимы
5 - смешанные славянско-немецкие топонимы
6,7  - немецкие топонимы на "венден" ( показаны буквой W )


Карта упоминаний славян среди владений фульдского монастыря (отмечены значком F ) просто один-в-один накладывается на карту топонимов на  "венден" (отмечены значком W).

Упоминания славян в средневековых грамотах оказываются просто неоценимым источником для изучения истории славян в Германии. Не сохранись они, сейчас о славянах на западе Тюрингии никто бы и не знал. Все эти города и деревни на "венден" преспокойно вывели бы из германского пастбища, в подтверждение приведя археологическую карту - мол не было их тут никогда.

Говоря о славянах в Тюрингии, можно упоминуть ещё и то, что возможно тут проживало два разных славянских племени. На это могут указывать два разных типа славянской керамики, известные в Тюрингии - пражский и рюссенский.

02 022
распространение пражского и рюссенского типов керамики в Тюрингии.

Лингвистический анализ тюрингской топонимики указывает на то, что ближе всего по языку местные славяне были к лужицким сербам и чехам.

О том, же что славяне в Тюрингии, так долго проживавшие внутри немецкого государства в немецком окружении, тем не менее оставались вполне себе отличным от немцев народом, со своим языком и культурой и следовательно самосознанием, говорят не только письменные упоминания, то и археология. Особенно интересно, что будучи очень рано включены в немецкую империю, они по всей видимости имели там не меньшие права, чем собственно сами немецкие жители ( в отличие от колонизированного в 12 веке немцами Мекленбурга, к примеру), так, что могли сохранять на протяжении веков свои обычаи и культуру. Ниже приведу небольшое резюме на русском языке из исследование большого славянского могильника в Эспенефельде, к юго-западу от Эрфурта.

02 001
02 002
А вот и карта торгового пути из Киевской Руси в Эспенфельде.

02

Интересно, а как всё-таки называли русские купцы этих тюрингских славян? Немцами поди?)

Остаётся только нанести на карту Тюрингию. Всю.

landkarte_europa_Deutschland4
Знаком вопроса пометил пока не вовсе не рассмотренные области на юго-западе земли Саксония Анхальт. Но кажется, общая картина более-менее широкого расселения славян в Германии и так становится ясной. За сплошной красной чертой - полностью славянские территории, с несколькими крупными немецкими городами-колониями на них, но практически полностью славянским деревенским населением. Штрихом - территории со смешанным славянско-немецким населением.


II. Бавария.

Безусловно, Бавария - "самая типично немецкая", наиболее всего ассоциирующаяся в наши дни с немецкой культурой у других народов земля Германии. При упоминании Баварии на ум приходят идилистические картины альпийских лугов, с пасущимися на них коровами, высокие горы на горизонте, мужчины с кожаных штанах и шляпах, распевающие немецкие песни в забавной своеобразной манере "йодль", женщины в народных нарядах, разносящие свежее баварское пиво и бретцели и тому подобное. Примерно такой Бавария была и в средние века. Но только южная, горная её часть. В северной же половине Баварии в средние века вместо "йодля" пелись скорее протяжные под гусли; пиву скорее предпочитали медовуху, а женщины носили височные кольца - вся северная половина Баварии была заселена славянами. Но бретцели, кстати, были в славянской Баварии. В виде женских украшений - "бретцелей".


02 002

Славянские погребения с украшениями в форме "бретцеля" из Словении и Бамберга.

02 003

Славянские погребения с украшениями в форме "бретцеля" из Словении и аналоги таких украшений, найденные в западной Германии.

02 001

Карта находок славянских "бретцелевидных" украшений и западная граница расселения славян в Германии. Богемия, Словения, Бавария...и даже Рейн. Впрочем, как будет показано в следующем посте, ничего удивительного в славянских общинах на Рейне и в самой западной части Германии не было. А карта, кстати, новая, 2012 года, но как видно, она также учитывает не все области.

О славянах в Баварии также сохранилось много самой разной информации - археологические находки, обширная топонимика и множество упоминаний в источниках и грамотах, потому этот вопрос и тут давно уже детально проработан. Далее несколько карт, для общего представления о колличестве славянского населения в северной Бавариии.



Легенда:

синий цвет - славянская топонимика
жёлтый цвет - смешанная славянско-немецкая топонимика
красный и зелёный цвета - немецкие топонимы на "венден" и "винден", говорящие о славянском населении.

Славяне в районе Бамберга:



красные знаки и названия - славянские археологические находки
оранжевая область - область, известная по письменным источникам, как населённая славянами.
зелёная область - наибольшая концентрация славянской топонимики

Как видим, картина здесь схожая с Тюрингией - славянские области, известные из письменных источников и по данным археологии не сходятся. Материальная культура славян могла мало отличаться от немецкой в общем , но притом славяне ещё обладали собственным языком, культурой и самосознанием и немцы четко отличали их от своих.

Bild4
Славяне в северной Баварии:

черная точка - славяне, известные по ономастике
черный вертикальный прямоугольник - славяне, известные по письменным упоминаниям
белый горизонтальный прямоугольник - славянские могилы 8-10 вв.

Как видно из всех трех карт, плотность славянского населения в северной Баварии была не малой.

Интересно, что и тут, будучи длительное время включёнными с немецкое христианское государство, славяне ещё долго сохраняли языческую религию. Так на язычество местных славян епископ Бамберга жаловался ещё в 1059 году. Из Баварии же известно и несколько славянских идолов - "каменных баб".





Знаменитые Бамбергские идолы.


Идол из Эрбаха, северная Бавария.

Славянские украшения из Штайнхёринга в Баварии:

Bild21


Карту расселения славян в Баварии можно несколько дополнить, проведя её к югу от Дуная от восточной границы до Регенсбурга на западе, и по реке Altmühl - притоку Дуная к северо-западу от Регенсбурга, ориентируясь на славянские погребения и топонимику с последней карты. А также отметить отдельную славянскую общину Geisenfeldwinden к юго-востоку от Ингольштада и юго-западу от Регенсбурга.

landkarte_europa_Deutschland4

Память о славянах в Баварии сохранилась в некоторых славянских заимствованиях, характерных только для местных диалектов. Так например славизмом в баварском является слово "хрен", записываемое как "Kren", вместо употребляемого остальными немцами слова "Meerrettich".




  • 1
очень познавательно, благодарю. В самом деле, показательно соотношение археологии и топонимики - между прочим, на балканах славянское вторжение, ясно описанное в источниках, археологически тоже не прослеживается (см Седова)
крен позабавил)

Да, всегда надо учитывать, что археология показывает далеко не всё.

Крайне любопытно!

Кстати, есть интересные обстоятельства связанные со столицей Тюрингии, городом Erfurt (Эрфурт). По-верхнелужицки он называется Jarobrod, по-нижнелужицки, ещё проще - Jarograd. Он стоит на реке Gera (Гера), которая по-славянски называется Яра. На этой же реке чуть выше по течению стоит городок Gehren (Герен) который, по-лужицки называется Jarin, читается как «Ярин». Немцы в названии реки, славянский корень Яр передали как два по-разному записанных варианта "гер" ("Ger" в названии самой реки, и "Gehr" в названии города на этой реке).

По-славянски же, река так названа, скорее всего, из-за интенсивного, сильного течения (она течет с гор).

Славянский корень яр – означает "энергию", "силу", "интенсивность". Сравните с русскими словами "ярый", "яркий", "ярость". В современном верхнелужицком – "jara" означает "очень".

Что такое по-немецки Эрфурт? Это некий "Эр-брод". Эр, насколько я понимаю - ничего по-немецки не означает. Таким образом, получается, что начальная часть топонима - также содержит всё ту же славянскую частицу "Яр", только переданную, на этот раз, как "эр". А исходным для топонима, получается было сохранившееся у лужичан - Яроброд. При онемечивании корень "яр" был превращен в "er". А славянское брод, немцы просто перевели на свой язык – "фурт".

Значит и само имя тюригнской столицы - имеет славянское происхождение!

Что думаете?

И ещё - Вы привели карты со славянскими топонимами Баварии. Это раньше было размещено на одном немецком сайте. Я как-то недавно пытался найти текст с этого сайта. Но по старому адресу там уже ничего нет. Может быть, у Вас сохранились не только эти карты, но и текст с того сайта? Если так - то пришлите мне его.

Кстати - ведь и в Швейцарии есть остатки местных славян. Где-то на востоке страны живут какие-то светловолосые и голубоглазые люди, которые знают что они потомки местных славян, но которые именуются окружающими гуннами. У Вас есть что-то о них? Было бы интересно узнать в подробностях.


Edited at 2013-08-30 09:11 am (UTC)

Гера и Яра - это действительно одно и тоже слово в немецком и славянском произношении. Но для того, чтобы подозревать заимствование, нужно сначала доказать: а) что славяне были тут раньше германцев, б) что Гера - это изначальное название реки. А не того ни другого в случае Эрфурта не выйдет. Совсем недавно тут раскопали германское поселение, со знаменитой находкой гребня для волос, с нанесёнными на него германскими рунами. А раннее название реки Геры было Эрфес, из которого уже Яру не выведешь. Первое упоминание Эрфурта как раз "Erphesfurt". Да и исходя уже чисто из логики, должно же было германское племя Тюрингов обитать где-то в Тюрингии, оно ведь известно по письменным источникам. Вообщем, тут всё сложно)

Как мне кажется, Яроброд - это скорее славянкое осмысление названия, очень близкое кстати к немецкому и по смыслу и фонетически - брод (ср. "фурт") через реку Гера-Яра.

Про Швейцарию у меня к сожалению ничего нет, да я честно говоря и не искал никогда на эту тему, хотя конечно тоже очень интересно. Особенно про гуннов.

Про Баварию сейчас отпишусь личным сообщением.

Edited at 2013-08-30 10:06 am (UTC)

Вот тебе и скифские бабы.

Есть ведь ещё и "прусские бабы" точно такие же:) Да и "камень Святовита" встроенный в рюгенскую церковь совсем от них по изображению не далёк.

>>Для деревянных частей могильного сооружения особенно часто пользовались елью, реже - буком, дубом, берёзой и рябиной.

Любопытно, осина случайно в список не попала? И сосны в списке нет.

Edited at 2013-08-30 03:36 pm (UTC)

Наверное в список попало только то, чем "чаще всего пользовались":) Судя по ассортименту - тем, что было доступней конктретным людям в конкретное время.

Не совпадение археологической области обитания и области упоминания в письменных источниках можно объяснить тем, что что-то выбивающееся из ряда всегда больше любят описывать, чем общеизвестное.

Это можно объяснить и тем, что археологические находки и упоминания в источниках относятся к разным временным периодам. Дело в том, что в акты, не нарративы, по отношению к ним "любят описывать" не совсем уместно. Актовый материал, несомненно, весьма показательный источник для изучения структуры населения.

Проделана колоссальная научно-исследовательская работа!

рад, что заинтересовало!

==синий и зелёный цвета - немецкие топонимы на "венден" и "винден", говорящие о славянском населении.

Видимо,
красный и зеленый ...

Весьма информативные карты, спасибо!

Да, опечатка, конечно. Сейчас поправлю.

Ай-яй-яй, а ведь рисунки ("волна" и "рубчик") на керамике из Баварии один в один те же, что "выписала" на своём изделии моя дочка под руководством гончара из Польши на фестивале "Народы Балтии" в июле под Зеленоградском:)
А бретцели похожи на крендель!
"активное участие в торговле"... Я вот подумала... тут же Дунай рядом! Прямо таки хочется сказать:"Наша славянская река":)
Не контролировали ли славяне торговлю по Дунаю... Кусок немецко-славянской территории точно попадает на "путь из Северного моря в Чёрное"
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Constanta-Rotterdam_DE.PNG?uselang=ru
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bassin-du-Danube.png?uselang=ru
Возможно был подобный путь и в Балтику...
Задумалась: где ж середина славянских земель?:) Братислава?...
Бамбергские идолы как родные!:))

Благодарю! Сделал перепост.

Очень интересно, а не знаете бамбергские идолы и идол из Эрбаха в каких музеях хранятся?

Вроде бы выставлены в музее собственно Бамберга и ещё в музее города Форххайм. Правда, где оригиналы, а где копии не знаю.

Вполне, получилась работа

Добрый день. Очень заинтересовался украшениями в форме "бретцеля".
Не встречалось ли Вам каких-нибудь, пусть даже самых смутных намеков на их значение?
Буду очень благодарен. Возможно, эти "брецели" помогут мне пролить свет на семантику прочих "волютообразных" украшений.

Добрый день! Нет, к сожалению, никакой информации о значении "бретцелей" мне не попадалось. Единственное, что удалось о них найти - это то, что иногда они попадаются в южной Германии в славянских захоронениях и были более широко распространены в Чехии и Словении. Но, никаких намёков на значение или сравнения с другуми украшениями подобной формы. В Германии этим, по всей видимости, просто никто не занимался настолько детально, ввиду редкости/ не особой значительности находок.

  • 1