Previous Entry Share Next Entry
Гросс Штрёмкендорф. Поселение.
nap1000


Главным претендентом на роль исторического Рерика на данный момент является раскопанное возле деревни Гросс Шрёмкендорф торгово-ремесленное поселение. Внимание археологов это, на первый взгляд малоинтересное место, привлекло лишь после того, как в 70-80-х годах прошлого века местными жителями и краеведами в районе деревни стало находиться подозрительно много древних артефактов. Не только славянская керамика, но и арабские монеты, бусины, осколки древних стеклянных сосудов. Что-то тут должно было быть...В конце 1980-х было принято решение провести пробные раскопки, которые, надо сказать, себя более чем оправдали. Затянувшееся на много лет археологическое исследование выявило в Гросс Штрёмкендорфе значительное торгово-ремесленное поселение, раскинувшееся более чем на 23 га. Даже если не принимать в расчёт территории, занимаемые принадлежащими к поселению кладбищами, поселение в Гросс Штрёмкендорфе в 2 раза превышало по площади датские города Хайтабу и Рибе того же периода.





Мало того, что многое из найденного здесь позволило существенно дополнить знания по ранней истории и культуре балтийских славян, самую большую неожиданность преподнесли дендродаты, составленные по брёвнам колодцев и жилых домов – поселение существовало в период с начала VIII века, последний раз перестраивалось в 811 году, но вскоре было оставлено жителями, что отлично подходит под описание Рерика. Многое в поселении было необычно и упорно не хотело вписываться в представления археологов о славянской культуре того периода. О находках, ремёслах и похоронном обряде живших в поселении подробнее будет в дальнейших постах, а пока - немного информации о странной архитектуре поселения, только об одной которой в 2011 году вышла большая, подробная монография Астрид Туммушайт, иллюстрации и схемы из которой использованы в посте. В конце монографии имеется краткое резюме на русском, которое и привожу ниже.



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Раскопки землянки в Гр. Штрёмкендорфе.

Странную, не характерную для собственно славянской культуры архитектуру археологи трактуют как некий культурный симбиоз славян и германцев, проживавших совместно в поселении.

Несколько схем странных гросс-штрёмкендорфских землянок:










обложенный камнями очаг одной из землянок, накрытый сверху каменной "крышкой".


В то время, как некоторые детали архитектуры (прямоугольная форма части домов, а также столбовая конструкция) были более характерны для германцев, само устройство домов, в частности, расположение в них очага в северо-западной части, было характерно славянским. Точнее даже уже - характерным для ободритов и, странным образом, также и тюрингских славян.


Расположение очага в процентах по отношению к общему числу домов в Гросс Штрёмкендорфе и южно-ютладнских и шлезвигских поселениях того же времени: Козель, Шуби, Ноймюнстер, Хаитабу.




Положение очага в землянках 8-11 веков




Выборка поселений с землянками на юго-западе Балтики. Интересно, что автор исследования в нескольких местах отдельно подчёркивает редкость землянок в поселениях северо-западных славян. Однако, кажется, у этого есть вполне простое объяснение.



Находки поселений с землянками в северо-восточной Германии.

С одной стороны - действительно, бросается в глаза, что это был не самый популярный тип домостроительства, но, с другой, так же очевидно, что этот тип был характерен именно для приморских поселений -  деревня рядом со Старигардом в Вагрии, Любек, Висмар и окрестности, Росток и окрестности, Альт-Гаарц, Менцлин - да ведь это по сути карта южнобалтийского морского торгового пути! И тут, кажется, очень кстати придётся замечание, оставленное Гельмольдом, о том, что славяне, часто подрегающиеся нападениям датчан с моря, стоят какие-то особенные, очень примитивные дома:

пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях. Но они не затрудняют себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев, побуждаемые к этому только необходимостью защитить себя от бурь и дождей. И когда бы ни раздался клич военной тревоги, они прячут в ямы все свое, уже раньше очищенное от мякины, зерно и золото, и серебро, и всякие драгоценности. Женщин же и детей укрывают в крепостях или по крайней мере в лесах, так что неприятелю ничего не остается на разграбление, — одни только шалаши, потерю которых они самым легким для себя полагают.

Понятно, что пренебрегать выгодами земледелия и полагаться на морское пиратство можно было только в прибрежных поселениях. И тут похоже как раз тот не самый частый случай, когда письменный источник отлично подходит к найденному археологами. Архитектура прибрежных поселений ободритов была более примитивной, земляночной. Не плохо это сообщение поясняет и большое число самых разных ям, рвов и колодец, найденных в Гросс Штрёмкендорфе.




Колодцы из Гросс Штрёмкендорфа.

Удивительно большое число колодцев также наводит на мысль, не могла ли часть из них быть попросту такими "ямами для хранения вещей".



Техника скрепления досок на одном из колодцев.

Менее всего обоснованным кажется предположение исследователей о некой культовой постройке, предполагаемой в одной из частей поселения. На самом деле, кроме странного расположения строений, там не было найдено совсем ничего, что бы указывало на культовое использование.



Положение предполагаемой культовой постройки.

Однако, самыми важными в вопросе о историческом Рерике являются сами датировки брёвен этих странных домов и колодцев. Большое и важное приморское торгово-ремесленное поселение в землях племени ободритов в узком смысле, одно из самых значительных на Балтике того периода, существовавшее с начала 8 века и до 811 года - более подходящее на роль Рерика место сложно себе представить.


Выборка дендродат брёвен колодцев в Гросс Штрёмкендорфе.


  • 1
==Размеры жилых строений, конечно, весьма скромные - 5-9 кв.м.

Синхронные по времени славянские землянки Польши и Чехии имеют примерно такие же размеры. Если их и можно назвать "временными", то с известной долей условности.

==исследованная сотня землянок была обнаружена лишь на узкой полосе, попавшей в траншею:

Если верить резюме, Туммушайт констатирует несоответствие общих размеров поселения (и могильника, надо полагать) количеству обнаруженных жилищ и хозяйственных построек, объясняя это тем, что характерные для славян в этих краях срубные постройки были, но исчезли без следа :(

Возможно хозяин журнала может подробнее разъяснить это любопытное предположение.

Размеры, всё таки как отмечает автор, нехарактерно скромные и в этом она видит одну из причин связывать их с южной Скандинавией, хотя разница на самом деле совсем небольшая.

Других построек не было обнаружено. Те, что были найдены - не подходят под представления археологов, о том, какие должны были быть у ободритов дома, потому, тут был проделан искусный фокус. Славянские дома додумали. В первой фазе поселения по дендродатам было обнаружено совсем немного домов, всех (как и вообще все прочие) такого вот непонятного типа. Потому было додумано, что то, что нашли - это дома местных "ославянившихся" (по типу очага) германцев, которых было на первом этапе меньшинство. А большинством должны были быть славяне, жившие в срубных квадратных домах, которых впрочем во всём поселении не было найдено не одного. Это редкий случай, когда археологи "придумали славян", там где не смогли их найти:)))) Чаще обычно додумывают скандинавов. Ну по всей видимости здесь просто какой-то особый случай, с которым просто никто так и не знает что делать. В поселении изготавливали фельдбергскую славянскую керамику на гончарном круге, другие ремёсла известны также для славян, в могильнике есть специфически славянский тип погребений (Альт-кабелих), импорта скандинавского меньше, чем франского - полностью скандинавским поселение считать не получается, потому приходится искать нестандартные решения. Этим-то собственно случай и интересен, это часть культуры/истории ободритов, отличавшийся от гипотетических представлений о их культуре, построенных на основе аналогов из других славянских регионов.

==нехарактерно скромные

Прага-Корчак: 3,5 - 16 метров, скорее всего, бывали и более крупные, думаю, что можно найти иные оценки. Наверное, имеет смысл говорить о процентном соотношении разных размеров в конкретных случаях.

==когда археологи "придумали славян"

Логика Туммушайт, как я понял из резюме, проста: на первой стадии десяток разрозненных небольших землянок на три гектара. Зачем? Очевидно, полагает автор, пустые участки были застроены срубными домами, следы которых не сохранились, ведь и в землянках нет остатков никаких деревянных конструкций. Если бы этот десяток землянок был сосредоточен в одном месте, никаких вопросов бы и не было, ведь о следующих стадиях жизни поселения она говорит вполне уверенно.

Может автора смущает то, что она считает этот десяток землянок принадлежащим "чужеродному населению", между тем, как это, возможно, обычные славянские землянки. Или я не прав и они со столбами? Не исключено, также, что автор переоценивает значимость поселения на первом этапе его существования.

==импорта скандинавского меньше, чем франского - полностью скандинавским поселение считать не получается

Оно, очевидно, и не было полностью скандинавским (это следует и из письменных источников), иначе Гудред бы не нервничал :) Однако и Хедебю не было таковым, на ранних стадиях, во всяком случае.

==приходится искать нестандартные решения

Для тех стадий, когда "Рерик" был, собственно, Рериком, никаких нестандартных решений, как я понимаю, не требуется. А аналогии там, Хедебю, Рибе и Дорестад.

" Очевидно, полагает автор, пустые участки были застроены срубными домами, следы которых не сохранились, ведь и в землянках нет остатков никаких деревянных конструкций."

-Странно само по себе, полагать, что пустые участки были застроены срубными домами,следы которых не сохранились совсем, уже исходя из того факта, что о самих этих срубных домах узнали только потому, что были найдены их остатки в других местах.

"Или я не прав и они со столбами? "

-со столбами. Причём здесь значимость поселения, правда, не понял, вроде как архитектура тому не показатель. То что в торговом поселении должны были находиться, ну или по крайней мере с большой долей вероятности, разные народы, принимавшие участие в торговле - с этим никто и не спорит. Однако, кто жил в каком доме по самим домам в этом случае невозможно - все дома одинаковые.


==Странно само по себе, полагать

Как я уже отметил, остатков деревянных конструкций нет и в землянках. Вероятно автор имеет какое-то своё объяснение исчезновения дерева на поселении. Однако, если речь, судя по резюме, идёт только о первой стадии существования поселения (это точно так?), то отсюда следует, что на следующих стадиях срубы были сознательно уничтожены, причём, видимо, будучи предварительно перенесёнными в другое место (разобраны на брёвна?). Но что отсюда следует? Что первоначальные обитатели поселения были изгнаны? Иначе что бы помешало строить срубные дома и в дальнейшем? Поскольку, по Вашим словам, автор не утрудил себя подробной аргументацией, всё сказанное мной досужие фантазии.

== со столбами

Ага, почему "чужеродного" понятно. А периметр или осевая линия?

==Причём здесь значимость поселения, правда, не понял, вроде как архитектура тому не показатель

Так не архитектура, конечно, а количество землянок - 10 на трёх гектарах. Это вообще не поселение, а какая-то сезонная рыбацкая стоянка. Представьте, что эти землянки ещё и не одновременно были выкопаны, хотя бы в течение нескольких лет. Так что зря Вы идею Туммушайт с испарившимися срубными домами с ходу отвергаете.

"А периметр или осевая линия?"

- и те и другие были.

"Вероятно автор имеет какое-то своё объяснение исчезновения дерева на поселении. Однако, если речь, судя по резюме, идёт только о первой стадии существования поселения (это точно так?)"

- Какие то деревянные части по всей видимости все же сохранились, по чему то же брали дендродаты. Она предлагает принять на веру, что поселение в первой фазе состояло в большинстве из срубных домов, и в небольшой части - из землянок, представляющих из себя дословно "смешение славянской и скандинавской традиций домостроения". Но никаких следов срубных домов не сохранилось, ни их очертаний на окрашенной почве, ни фундамента. Так что это просто фантазия. То же, что для первой фазы найдено совсем мало домов - да, странно. Но может сначала поселение и не было особенно большим, а может, они остались в затопленной части. Притом, даже если предположить, что были надземные, несохранившиеся дома, то предполагать вслед, какая у них была конструкция - срубная ли, или ещё какая - это уже всё же через чур. Так можно сразу заодно и цвет с формой и резьбой на наличниках обсудить, чего уж там))

Но она в любом случае не предполагает, что эти землянки даже в первой стадии были чисто скандинавскими. Это были как бы землянки местных скандинавов, уже "смешавшихся традициями" со славянами на месте. Притом, в первых двух фазах были только квадратные землянки (форму, которую она считает славянской традицией) и имели с-з положение очага. Из "скандинавского" была только столбовая конструкция. Точнее это из германского вообще (тоже самое было и у фризов, саксонцев и здесь же но двумя веками раньше). Из чисто скандинавского, даже уже - шонского - только маленькие размеры домов. Во второй фазе тоже было примерно тоже самое, только дома побольше. Третью фазу с 780 года она уже считает местной, гросс штрёмкендорфской строительной традицией, эволюционировавшей из этой вот смешанной славянско-скандинавской первых двух фаз. Если интересно, могу выложить резюме на немецком - там как раз развитие традиций по фазам кратко и тезисно рассмотрено, страницах на пяти...
Притом, она как-то ещё и не объясняет, где вообще должно было произойти смешение традиций. Получается, оно должно было иметь место до первых землянок 730-х годов. Как то не очень хорошо всё это друг с другом сходится. Вот если бы в ранних фазах были действительно с одной стороны срубные дома, а с другой - характерные только для скандинавов, а не "смешанные" землянки, а потом, в следующих фазах появился бы смешанный тип... Но всё поселение в весь период существования имело одинаковую архитектуру.

Edited at 2014-01-01 11:03 pm (UTC)

==по чему то же брали дендродаты

Колодцы, она же явно об этом написала, а Вы и картинку привели. Только колодец и указывает на существование поселения уже в 735 году.

== они остались в затопленной части

Вы, почему-то, не признаёте её постановку вопроса: десять землянок, хаотически разбросанных на трёх гектарах. Она воспринимает это как проблему. Справедливо, затопленная часть тут ничего не меняет. Но возможно, что тогда и поселения не было, а разные землянки построены в разные годы. Мне кажется, как всякий "первооткрыватель" она инстинктивно стремится повысить статусность объекта исследования.

==Если интересно, могу выложить резюме на немецком

Буду признателен.

==Но всё поселение в весь период существования имело одинаковую архитектуру

На самом деле это не особо свидетельствует в пользу активного участия в его жизни славян (в каком бы там углу не был расположен очаг), если только не считать, как я в другом месте уже написал, что там проживали группы не перенявшие технику срубного домостроительства (предположение об отказе от срубного дома в пользу не самой крупной землянки представляется мне несерьёзным, учитывая весьма незначительное, по Вашим же словам и рисункам автора, число землянок на других поселениях Северного Полабья[не говоря уже о Ральсвике и Рюгене]). Такое, в принципе, возможно, но возможен и вариант, как в Каупе, когда ремесленный квартал граничил со скандинавским (готландским?) военным поселением, а за этими последними уже находилось дружинное укреплённое поселение пруссов, вероятно, обеспечивающее интересы местных князей (если верить реконструкции Кулакова). Т.е. собственно славянское поселение в районе Гросс Штрёмкендорфа может быть просто не обнаружено, а в районе гавани жили только купцы и "обслуживающий персонал".




"редположение об отказе от срубного дома в пользу не самой крупной землянки представляется мне несерьёзным, учитывая весьма незначительное, по Вашим же словам и рисункам автора, число землянок на других поселениях Северного Полабья[не говоря уже о Ральсвике и Рюгене"

- так никто от него, похоже, и не отказывался. Речь как раз о специфических случаях - торгово-ремесленных поселениях, в которых была спланированная рядовая или шахматная застройка ( ну то есть буквально как бараки или казармы) и только в открытых поселениях в прибрежной зоне, наиболее всего подверженным внезапным нападениям и которые труднее всего было защитить. Причём столбы в землянках судя по всему тоже имели чисто практическую цель. Это кажется наиболее простой способ её построить - как то же надо было укрепить крышу. Положение очага вполне могло быть и важным для жителей. К очагу или печи крестьяне очень трепетно относились ещё в 19 веке. Это важное место в доме, особенно для язычника 8 века такие вещи как направление стороны света должно было играть куда большую роль, чем просто практические нужды отопления.

Если и можно рассматривать подозрительно странное расположение домов в первой фазе как аргумент, и на этом основании предполагать наличие не сохранившихся домов, то фантазировать насчёт особенностей архитектуры этих гипотетически не сохранившихся домов оснований кажется совсем не много. К тому же видимое противоречие, что даже если предположить наличие скандинавских и славянских домов, то фризы и саксонцы получается не имели каких-то своих особенных домов, вообще ставит под сомнение, насколько связана была архитектура домов с происхождением живших в них людей в данном конкретном случае.

https://disk.yandex.com/public/?hash=uD53UY64etAbVr0fNIk6F37BViN%2BeHY6j394AV2Jivc%3D
https://disk.yandex.com/public/?hash=o6xSae49P9ZVccDZf4aFq%2BIc2WN/Rv/mssOEm2tpYSA%3D
https://disk.yandex.com/public/?hash=YyHZ36yLp4u7aYLWInamVSEj3KT4oqL0z%2Bg9P4fHgF8%3D
https://downloader.disk.yandex.com/preview/22beafb27bd3039a16c4b2f80d091711/mpfs/bl2ELJOlJIDAvK50swhvOc1AWNAFHR25m60y_73GIBI2y-D8uf8N7m8vcwWzrFJjTxR46ocpfF1j53c-xzaMCg%3D%3D?uid=0&filename=01003jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&size=XXL&crop=0
https://disk.yandex.com/public/?hash=JznllcHMHu7gqtEK2HtENHzImbXXZEcSDyRclO%2B6urw%3D
https://disk.yandex.com/public/?hash=vCKfVNjeOlAzNmZ5LpD4DX5cB6cY6Lvt5S7VghAt4SY%3D
https://disk.yandex.com/public/?hash=cVx9L0ns72Ho3QUtrPIqB2YU5ogTh%2BWiXavMUOKNjpk%3D

Edited at 2014-01-03 01:27 am (UTC)

Специфичность случая, на мой взгляд, не подтверждается статистикой землянок на других поселениях Северного Полабья, их единицы, судя по представленным данным.

Очаг, понятно, значим, но если говорить о сторонах света, то имеет смысл учитывать и расположение самой землянки, если они располагались как попало, то как интерпретировать очаг в углу?

За ссылки спасибо, посмотрю, как только доберусь до стационарного компьютера, со смартфоном это проблематично для меня.

А можно дать ссылку на четвёртую сверху страницу в таком же большом размере, как и остальные? Вы там ссылку на превью дали, в превью её распознавалка не берёт, руками же вводить текст не хочется.

да, что-то я промахнулся)
надеюсь, правильно понял, что речь шла об этой странице. Если нет, дайте знать)

https://disk.yandex.com/public/?hash=DGflHUF9R6JoyPgHbNpJaPMfIxoes4w9SM6EOuCOhok%3D


Что же, авторы художественных книг о раннем средневековье в духе безжалостного реализма правы? Что жили в землянках, людей было мало, и вообще было мрачное, унылое средневековье?)

Я о конкретных, площадью 5 кв. м.

Конкретные всегда в конкретных местах и в конкретное время, размеры всегда определялись практическими соображениями. По сравнению с квартирами, демонстрируемыми в телевизионной рекламе, хрущёвка выглядит невозможным убожеством. Но её обитатели могут об этом и не знать ...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account