nap1000 (nap1000) wrote,
nap1000
nap1000

Categories:

Мекленбургские домовины бронзового века.


реконструкция дома мёртвых из Штольценбура, Западное Поморье, около 1200 до н.э.

В продолжение к давнему посту о домовинах (1, 2). Не совсем по тематике моего журнала, но может кому будет интересно, кроме того реконструкция уж больно красивая, не могу не поделиться). Также, теперь есть и что ответить на приведённый в комментариях аргумент об известности домов мёртвых в финских землях с бронзового века). В северной Германии дома мёртвых бронзового века также неплохо известны.

В начале поста приведена реконструкция дома мёртвых эпохи бронзы, около 1200 до н.э. из Штольценбура в северо-восточной Германии.


расположение места находки домовины бронзовоо века на карте северо-восточной Германии.

Во время стоительства автобана несколько лет назад было обнаружено кладбище эпохи бронзы, на котором в свою очередь было два дома мёртвых.


план кладбища в Штольценбурге. Зелёным цветом обочначены насыпи кремационноо праха, красным - огневые точки, зелёные прямоугольники подписанные Totenhaus - домовины.


Схема одной из домовин. Пол был выстлан каменной кладкой, которую по периметру окружало 6 столбов. Внутри было обнаружено 3 погребальных урны с прахом (красные кружки), а также бронзовое кольцо, каменный наконечник и керамические осколки ещё нескольких сосудов.

Интересно, что находки домов мёртвых бронзового века на территории северной Германии сконцентрированны и известны всего из двух областей - Нижней Эльбы и юго-восточного Мекленбурга и северо-восточного Бранденбура ( в том числе и приведённый выше пример). В средневековье оба этих региона были населены славянами - древанами и смельдингами с одной стороны и  велетскими или лютичскими племенами - с другой.

Ещё полвека назад немецкие археологи обратили внимание на странные прямоугольные каменные обрамления некоторых славянских курганов, однако домовины в них стали предполагать, кажется, только начиная с конца 80-х. Наиболее подробно, с приведением параллелей из скандинавии и обоснованием славянской принадлежности обычая, этот вопрос рассматривал археолог Фолькер Шмидт в 1992 году, по результатам раскопок кладбища редариев в 1992 году (см сслыки сверху). В настоящее время это мнение, что прямоугольная каменная кладка вокруг захоронения указывает на дом мёртвых, является общепринятым среди немецких исследователей славянских древностей.


План предполагаемой самой интересной домовины из позднеславянского могильника на озере Липс, в землях редариев.



Интересно, что при желании, тут также можно увидеть 6 возможных столбов, окружавших прямоуольное место захоронения. В домовинах, если предположения археологов верны и это действительно они, славяне также хоронили более одного покойника. В данном случае было найдено 2 ингумации - одна по всей видимости воина с мечём, а другая - человека с зажившей трепанацией черепа. Также в домовине была найдена насыпь кремационного праха ребёнка. Между обоими захоронениями - почти 2400 лет, но найдены обе в одном регионе юго-восточноо Мекленбурга.

Некоторые вещи объяснить совсем не просто. Традиции и культура иногда оказываются более привязаны к региону, чем к языку, самосознанию и населению и порой не меняются на одном месте тысячами лет. Можно ли признать их достоянием и "изобретением" какого-то одного народа или же они больше "общечеловеческие"? На самом деле история обычая домов мёртвых в Мекленбурге куда глубже бронзового века. Бесчисленные местные дольмены ведь тоже ни что иное, как дома мёртвых. Они точно также были окружены курганом, в них также хоронили семьями или на протяжении поколений. И во многих из них точно также лежат люди с оружием и зажившими трепанациями черепа. Интересно, что традиция вторичных захоронений, когда средневековое захоронение (ингумация или урновое) помещалось в более древнем кургане бронзового века или дольмене, была очень широко распространена у балтийских славян, что отмечают все исследователи, но до сих пор похоже никто так и не знает, что бы это должно было значить...
Tags: археология, домовины, заметки, погребальный обряд
Subscribe

  • Идол из Херцшпрунгского клада.

    В конце 2011 года в местечке Херцшпрунг на берегу Парштайнского озера в исторических землях укрян, сейчас более известных как историческая область…

  • Детали Арконского здания

    Несколько деталей ко вчерашней заметке. Сделал скрин из видеоролика, где художник реконструирует здание по плану раскопок на комьютере. из…

  • Арконская "церковь". Сомнения по поводу сенсации.

    Сообщение о любопытной находке на Арконе в этот раз удостоилось даже того, чтобы стать сюжетом северо-немецких новостей. То, на что претендуют…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Идол из Херцшпрунгского клада.

    В конце 2011 года в местечке Херцшпрунг на берегу Парштайнского озера в исторических землях укрян, сейчас более известных как историческая область…

  • Детали Арконского здания

    Несколько деталей ко вчерашней заметке. Сделал скрин из видеоролика, где художник реконструирует здание по плану раскопок на комьютере. из…

  • Арконская "церковь". Сомнения по поводу сенсации.

    Сообщение о любопытной находке на Арконе в этот раз удостоилось даже того, чтобы стать сюжетом северо-немецких новостей. То, на что претендуют…