nap1000 (nap1000) wrote,
nap1000
nap1000

Category:

Славяне в Скандинавии. I-II.




Раннесредневековая история славян в Западной и Северной Европе до наших дней остаётся слабо изученной. Основной причиной тому является вовсе не отсутствие археологического, лингвистического, этнографического материала или упоминаний в письменных источниках. Более всего мешают изучению этой проблемы стереотипы, политика и отжившие своё историческо-политические мифы, а именно: веры в отсталость славян по отношению к германцам в данный период. Германцам, или уже – скандинавам – до последнего времени, а порой ещё и сейчас, отводится роль цивилизаторов, колонизаторов, не знающих поражений завоевателей, носителей высокой культуры и передовых технологий. Принимается, что скандинавы безраздельно господствовали на Балтике, грабя, завоёвывая и подчиняя себе и своему влиянию славянский юг и восток. Принимается, не только без всяких к тому оснований, но и вопреки фактам. Образ бесстрашного викинга-скандинава в рогатом шлеме и на драккаре с полосатыми парусами активно используется индустрией массового потребления как хорошо продаваемый. С точки зрения прибыли, поддержка такого «викингского мифа» себя, конечно, более чем оправдывает. Но вот с исторической точки зрения, образ этот не только не выдерживает критики, но и прямо вредит науке и изучению. Хотим мы того или нет, но индустрия массового потребления и расхожие стереотипы оказывают влияние и на исследователей, которые, с детства будучи в плену у этих мифов, видят историю через их призму и позже. В результате, даже вполне порядочные исследователи при интерпретации тех или иных исторических событий между славянами и скандинавами выбирают последних, как наиболее подходящих на роль вершащих историю. Картина другой истории Балтики, в которой славяне играли бы не меньшую, чем скандинавы роль, у многих, увы, просто не укладывается в голове и кажется чем-то вроде «альтернативной истории», «ложного патриотизма», «славянофильства» или чего-то подобного. Ещё бы, ведь о экспансии и влиянии скандинавских викингов в Европе написаны сотни книг – от узкоспециализированных научных, до научно-популярных и художественных, сняты десятки фильмов. А сколько не то, что книг, а хотя бы статей на русском языке написано о славянах в Скандинавии? Почему эта тема затрагивается и освещается так редко? Потому ли, что сказать об этом нечего или же потому, что она менее интересна для русскоязычных читателей, чем история скандинавских народов? Ответить на эти вопросы предлагаю после прочтения данной статьи каждому для себя и сделать соответствующие выводы.

На сегодняшний день, кроме известных уже много столетий письменных источников, собрано огромное количество материала об активности славян, преимущественно славян балтийских, в Скандинавии – как археологических, так и лингвистических. Медленно но верно ситуация с признанием роли балтийских славян в истории Балтики, центральной и северной Европы, начинает меняться в позитивную сторону. Важным кажется, что о колонизации славянами целых регионов южной Скандинавии начинают говорить уже однозначно и уверенно сами скандинавские, датские и шведские учёные. Данная статья не ставит своей целью хоть сколько-либо полное рассмотрение славянских следов в Скандинавии – решение этой задачи не уместить и в нескольких томах. Потому, ниже мы приведём лишь небольшой обзор славянско-скандинавских связей и отношений в средние века, как и роли славян на Балтике на основании письменных источников, а также актуальных датских, шведских и немецких исследований.

I. Торговые отношения.
Как южные, так и северные берега средневековой Балтики были соединены между собой тесными торговыми отношениями и цепью торгово-ремесленных центров. Находки из таких торгово-ремесленных центров обычно представляют широкий набор из импортных вещей со всей Европы и даже Азии. Разнятся разве что интерпретации этих находок. Почти все найденные в славянских землях украшения «скандинавского стиля» считаются прямым указанием на присутствие скандинавов. Обычно подобные находки очень любят демонстрировать в качестве указаний на скандинавское культурное влияние и присутствие в славянских землях. Нам же, ввиду этого, хотелось бы обратить внимание на то, что славянскими украшениями Скандинавия наполнена ничуть не меньше.


Илл. 1. Карта распространения филигранных славянских украшений в Скандинавии (по
Brather, 2001).

Не менее часто встречаются в Скандинавии и западнославянские капсуловидные капторги.

Илл.2. Карта распространения капсуловидных капторг (по
I. Gabriel, 1991).

Не менее обильно представлена в Скандинавии и керамика балтийских славян.

Илл.3. Карта распространения славянской керамики в Скандинавии (по S.Brather, 2001).

Точнее сказать, славянская керамика в Скандинавии представлена в несравнимо большем количестве. В Скандинавии не было своей местной традиции и технологий изготовления качественной керамики, так что уже в раннем средневековье импорт на более качественные гончарные сосуды из славянских, фризских, франкских и британских земель пользовались здесь большим спросом. Исследование керамики славянской традиции в Скандинавии началось давно, но двигалось не быстро. В первой половине прошлого века находки славянской керамики в Скандинавии приписывали скандинавской традиции. Потому, немецкие археологи, находя керамику, однотипную находкам из Скандинавии, приписывали её скандинавам Аргументация была простой и нехитрой, особенно на волне «патриотизма» начиная с 1930 годов – славяне, являясь народом неисторическим, всегда бывшим лишь историческим материалом под руководством германских правителей, не были в состоянии сами достичь такого культурного уровня, а потому та керамика, что покачественней и покрасивее приписывалась скандинавам и древним германцам, а та что была более примитивной, «оставлялась» славянам. Оказалось, правда, всё совсем наоборот. Не позднее 10 века почти вся южная Скандинавия перешла на славянскую керамику, ввиду неконкурентоспособности местной традиции гончарного ремесла. Очевидно, что поначалу славянская керамика изготавливалась славянскими ремесленниками, работавшими в скандинавских торговых центрах, позже их технологии переняли и сами скандинавы. Потому, большую часть этой керамики нельзя назвать «славянской» в прямом смысле слова – она изготавливалась в Скандинавии, славянскими в ней были в большинстве случаев лишь происхождение форм. Для обозначения этого типа керамики применяется термин «балтийская керамика» (нем. Ostseeware; анг. Baltic ware). Однако, часть её всё же была полностью славянской – привозилась из славянских стран как импорт или изготавливалась, хоть и в Скандинавии, но группами славянских ремесленников, живших замкнутыми общинами и продававшими свой товар скандинавам. О некоторых таких случаях ниже будет сказано подробнее. Ввиду того, что далеко не всегда есть возможность отличить импорт славянской керамики от её скандинавских имитаций, ниже будут приведены общие карты распространения «балтийской керамики» в Скандинавии, с оговорками или уточнениями в тех случаях, где имеется более детальный вариант. Приведённая выше карта из монографии немецкого археолога С. Братера 2001 года интересна прежде всего указаниями на находки славянской керамики в Ютландии – регионе, где влияние славянских гончарных традиций было более скромно, ввиду близости и хорошего знакомства с ещё более развитой франкской и фризской керамикой. Однако, и тут славянская керамика оказывается представлена вполне широко.

Известен и другой импорт из славянских стран в Скандинавию. Карнеоловые «восточные» бусины, центром распространения и местом изготовления которых была Киевская Русь.



илл 4. Карта распространения карнеоловых бусин (по
I. Gabriel, 1991). Легенда: 1. Места находок. 2. Места предположительной обработки и экспорта. 3. Район наибольшей концентрации находок 9-12 вв.


Известны в Скандинавии и шпоры и оковки ножен славянских типов, о чём подробнее ещё будет ниже.

Илл.5. Распространение шпор


Илл.6. Распространение оковок ножен славянского типа

Также пользовался спросом в Скандинавии и овручский шифер, из которого изготавливали пряслица, импортировавшийся сюда также из Киевской Руси.

илл. 7. Карта распространения пряслиц из овручского шифера. (I. Gabriel, 1991). Легенда: 1. Места находок. 2. Места производства пряслиц из импортированного шифера. 3. Места добычи шофера и изготовления пряслиц. 4. Район наибольшей концентрации находок 11-12 вв.
Говоря о русских вещах в Скандинавии, стоит упомянуть и о керамических яйцах, так называемых «киевских яйцах» и христианских крестах «русского» или «византийского» типов.

илл. 8. Карта распространения русской христианской символики (S. Brather, 2001). Легенда: 1. «Киевские» писанки. 2. Кресты «русского типа».
Как легко убедиться даже по этим довольно устаревшим и не полным картам, славянский импорт в Скандинавии хорошо известен и представлен такими вещами как религиозные символы (илл. 8), детали костюма (илл.2; илл.6), женские украшения (илл.1; илл. 4). Все эти категории находок в археологии принято считать «эническими маркерами», о чём подробнее будет сказано в заключительной части обзора. Также ниже будет представлен более детальный разбор славянских вещей в южной Скандинавии.


II. Династические связи.

Мирные отношения и связи балтийских славян и скандинавов не ограничивались только торговлей. С первых подробных жизнеописаний балтийскославянских правителей в хрониках Адама Бременского и Гельмольда из Бозау бросаются в глаза их близкие династические связи со скандинавами. Особенно это касается христианских ободритских князей. Надпись на рунном камне из nder Vissing в Средней Ютландии сообщает о замужестве Тове, дочери ободритского князя Мстивоя, за датским королём Гаральдом Синезубым во второй половине X века. Не исключено, что основой союзнических отношений между вагрийским князем Селибуром и данами в Х веке также мог быть династический союз. По всей видимости на датской принцессе был женат ободритский князь Удо. Его сын Готтшальк позже отправляется в изгнание со своей родины в Данию, где был хорошо принят королевским домом. Вместе с датским королём Кнутом II. Готтшальк принимал участие в походах в Англию и Норманнию, а впоследствии женится на Зигрид, дочери короля Свена Эстридсона. После убийства Готшалька в славянских землях, его сын от Зигрид, будущий ободритский король Генрих, также отправляется в изгнание к своим знатным датским родственником, откуда через много лет приходит с датским флотом и занимает власть у себя на родине. Саксон Грамматик упоминает, что на сестре датского короля Вальдемара, самого имевшего русские корни и жену, был женат один из сыновей ободритского князя Никлота – Прислав, бывший христианином и потому вынужденный был покинуть родину. Возможно, к этой же ободритской династии принадлежала и некая знатная ободритка Астрид, на которой был женат датский король Олаф в XI веке. В 10-12 веках династические связи данов и ободритов выглядят прочной традицией, так что в иных случаях ободритские правители получались данами по происхождению не менее чем на 2/3. Однако рассматривать это как «чужеродный элемент» тоже нельзя, так как и сами датские правители временами имели не меньший процент славянской крови в своих жилах. До 10 века о династических связях ободритов и скандинавов или данов практически ничего неизвестно, но судя по частым союзам ободритов и данов, совместно разорявших Саксонию и Нордальбингию в 9-10 веках, династические союзы между ними вполне вероятны и в это время, хоть упоминания о них и не сохранились в скупых и поверхностных упоминаниях того времени.

Продолжение.
Tags: археология, балтийские связи, балтийские славяне, история, скандинавы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments